Лидеры внесистемной оппозиции за неделю до президентских выборов не смогли собрать массовый протестный митинг в Санкт-Петербурге. В шествии и митинге "За честные выборы" в субботу приняло участие, по официальным данным, до 2,5 тысячи человек. А это масштаб крупного "марша несогласных" 2006-07 годов, а никак не "Болотной".
Ранее, 4 февраля, в северной столице состоялось аналогичное шествие и митинг "За честные выборы". По официальным данным петербургской полиции на него в 30-градусный мороз вышли порядка 3 тысяч человек. Городские СМИ, опираясь на свои подсчеты, сообщали о 10-15 тысячах участников. Организаторы мероприятия заявили, что выразить свой протест против фальсифицированных с их точки зрения выборов в Госдуму вышло более 30 тысяч жителей города на Неве.
Спустя три недели, в субботу 25 февраля, оппозиция планировала последний в Петербурге перед выборам "смотр сил". Для участия в массовом шествии "За честные выборы" от БКЗ "Октябрьский" до Конюшенной площади из Москвы прибыли лидер Объединенного гражданского фронта Гарри Каспарова, сопредседатель Левого фронта Сергей Удальцов и блогер Алексей Навальный.
Который, отметим отдельно, за эти февральские дни сделал стремительную карьеру. Если раньше в публикациях его именовали "защитником прав миноритариев", "адвокатом" и "борцом с коррупцией", то теперь называют не иначе, как "известным правозащитником".
Перед началом оппозиционной акции столичные гости дали пресс-конференцию, на которой Навальный, в частности, расхваливал Санкт-Петербург за высокий уровень протестной активности. Именно северная столица показывает пример всей стране, сказал Навальный. Нет никакой внесистемной оппозиции, заявил "известный правозащитник", есть большая часть общества, которой надоело, что ее обворовывают.
Еще больший рост протестной активности после 4 марта неизбежен, заявили оппозиционеры. Причем Сергей Удальцов выразил уверенность, что в Петербурге на улицы выйдет 200-300 тысяч человек, в Москве — не менее 500 тысяч.
Однако первые же сообщения с начавшейся у БКЗ "Октябрьский" протестной акции перевернули ситуацию с ног на голову. Московские гости стали стремительно превращаться из триумфаторов, выразителей чаяний большей части общества, в тех, кем они являются на самом деле — внесистемных оппозиционеров с группой поддержки максимум в пару тысяч человек.
Интернет-ресурс "Фонтанка.Ру", ранее подсчитавший, что на митинг 4 февраля вышли 10-15 тысяч, сообщил: "здесь (у БКЗ "Октябрьский") присутствует раза в три, а то и в четыре меньше народа, чем 4 февраля". Интернет-ресурс ЗАКС. Ру, изначально сообщивший, что в шествии участвует до 10 тысяч человек, уже через пару десятков минут поправился — 7 тысяч. Далее последовало мнение присутствующих на мероприятии общественных деятелей — 5 тысяч. В итоге ЗАКС, уже безо всяких численных оценок, осторожно констатировал: "люди стоят (на Конюшенной площади) менее плотно, чем 4 февраля"
Наконец, по окончании мероприятия, официальную оценку численности собравшихся дало ГУМВД России по Петербургу и Ленинградской области: в шествии и митинге "За честные выборы" 25 февраля в Петербурге участвовало порядка 2,5 тысяч человек.
Цифры отнюдь не запредельные. А учитывая все разговоры о росте протестной волны и ставке на этот рост — так и вовсе обескураживающие. Все это Санкт-Петербург уже видел — в самом начале протестной активности тогда еще каспаровской "Другой России".
3 марта 2007 года в северной столице прошел один из первых "Маршей несогласных", на который также съехался весь цвет внесистемной столичной оппозиции. Он, по разным оценкам, собрал на Невском от тысячи (ГУВД) до 2 тысяч (пресса) человек местных оппозиционеров.
Тогда, по итогам событий на главной улице Петербурга, и в голову никому не пришло заявить, что произошло нечто, выходящее из ряда вон. Напротив, наблюдатели и эксперты согласились — примерно такой, в масштабах 2 тысяч активистов разных партий, движений и организаций, преимущественно либеральной направленности, и есть актив "несогласных" в городе на Неве. Это и есть мобилизационный ресурс их маршей.
И, судя по всему, этот же актив поддержал призыв внесистемных оппозиционеров выйти 25 февраля на очередной "общегражданский" митинг "За честные выборы". Как раз общегражданской составляющей, сформировавшей ранее Болотную, Сахарова, тот же митинг 4 февраля в Петербурге, на нем и не оказалось.
Похоже, что таков закономерный итог деятельности либеральной внесистемной оппозиции, которая с февраля прошлого года старательно и небезуспешно пытается оседлать протестную волну, въехав на ее шее в большую политику. Очевидно, сыграло свою роль и непрерывное переформатирование протестных акций — от требований пересчета голосов на выборах в Госдуму, до куда более привычного "несогласным" лозунга "Россия без Путина".
Ни для кого не секрет, что олицетворением протестных митингов последних месяцев стали именно Немцов, Рыжков, Касьянов, Навальный. За которыми в итоге люди просто не пошли.