Тактика вмешательства

Менее чем за две недели до президентских выборов выяснилось, как в Вашингтоне, а следом, судя по всему, и в Брюсселе воспримут итоги президентских выборов в России. Вице-президент американской правозащитной организации Freedom House, бывший заместитель госсекретаря по вопросам демократии превентивно охарактеризовал выборы 4 марта как нечестные и неконкурентные.

"За последние две недели российские власти не подали ни единого сигнала о том, что они искренне пытаются организовать избирательный процесс, который можно было бы назвать честным и конкурентным, — заявил в интервью радиостанции "Свобода" вице-президент Freedom House Крис Уокер. — Мы знаем, как хорошо налажена в России система манипулирования избирательной системой, мы знаем, что давление на официальных лиц с целью достижения определенного результата не ослабло и даже, напротив, усилилось, поскольку власть явно настроена на победу Владимира Путина уже в первом туре".

Как отмечает Уокер, под "надуманными предлогами" к выборам не допущены либеральные кандидаты, например, Григорий Явлинский. "Усиливается давление на прессу, на и без того немногочисленные группы наблюдателей — взять хотя бы атаку на ассоциацию "Голос". И все это дополняется усиливающейся проганадистской активностью государственных средств массовой информации… В создавшихся условиях трудно ожидать объективных результатов выборов", — отмечает бывший сотрудник госдепа.

Вместе с тем Уокер, намекая на рост протестных настроений в обществе, дает понять, что президентские выборы, "несмотря на то, что власти держат козырные карты в своих руках, могут принести неожиданности". Бывший чиновник госдепа уверяет, что "все ее построения могут быть разрушены волной гражданской и политической активности".

Причем под традиционные заверения о том, что все, мол, заинтересованы в стабильной, демократичной и преуспевающей России, Уокер проговаривается, что т.н. развитые демократии намерены и впредь вмешиваться во внутрироссийские дела. "Те в России, кому не нравится иностранное внимание к ним, имеют полное право на свою точку зрения. С моей точки зрения, призывы не вмешиваться во внутрироссийские дела, бессмысленны", — заявляет Уокер.

Нужно сказать, что за последние время это уже не первое подобное признание небезызвестной международной правозащитной организации. В январе этого года, как мы помним, Freedom House распространил специальный доклад, посвященный "арабской весне". Революции в Тунисе и Египте, гражданскую войну в Ливии, которая привела к падению режима Муамара Каддафи, восстания в Бахрейне, Сирии и Йемене правозащитная организация называет "самым значимым событием в борьбе за гражданские свободы, сопоставимым с распадом Советского Союза в 1991 году".

Разумеется, особое место в докладе уделено России, чей уровень свобод, по мнению правозащитников аналогичен уровню Руанды, Омана, Катара, Габона и территории Западного берега реки Иордан, которую ООН считает оккупированной. Freedom House, в частности, отмечает в России волну беспрецедентных протестов "против злоупотреблений во время выборов в Государственную Думу", оценивая их как вернейший знак падения популярности лидеров страны, не сумевших победить коррупцию и реализовать сценарий модернизации. И хотя у экспертов FH возникают вопросы по поводу возможностей сил, возглавивших послевыборные протесты, в докладе, тем не менее, прямо говорится, что Россия "не одинока в своем массовом неприятии авторитарного руководства".

Об этом же, как мы видим, в преддверии президентских выборов говорит и Крис Уокер, считающий чем-то само собой разумеющимся вмешательство во внутренние дела РФ. И заявлениям одного из руководителей FH, как известно, финансируемого небезызвестным "Национальным Фондом за демократию", не доверять нельзя.

Также читайте: Оппозиция взяла в заложники Чулпан Хаматову

Впрочем, о том, что за океаном готовы помогать ниспровергателям режима в России свидетельствуют не только слова Криса Уокера, но и, к примеру, тот факт, что Госдеп в самый разгар кризиса не стал сокращать финансирование программы "по развитию демократии" в РФ. Оно составило $65 млн. Причем госдепартамент и Агентство по международному развитию (USAID) не только избежали сокращения бюджета в следующем году, но и добились его увеличения. Так в качестве ответа на события "арабской весны", (которую с маниакальным упорством прочит России сенатор Джон Маккейн) в проекте бюджета фигурируют значительные суммы.

О том, что в Вашингтоне хотели бы воздействовать на политическую ситуацию в России, вероятно, свидетельствует и встреча лидеров оппозиции с американским послом в РФ Майклом Макфолом — специалистом по "бархатным" революциям. Об этом же, видимо, говорит и конспиративный завтрак Евгении Чириковой и Бориса Немцова с исполнительным директором Freedom House, а в недалеком прошлом заместителем госсекретаря в администрации Джорджа Буша Дэвидом Крамером в Вашингтоне в сентябре прошлого года.

Однако, несмотря на повышенное внимание Запада к делам российским, ни Вашингтону, ни Брюсселю повлиять на итоги парламентских выборов в России не удалось. Очевидно, не удастся и на президентских: потенциальные ющенки оказались за рамками избирательной кампании. Вот и остается госдепу через Freedom House поносить еще даже не завершившуюся президентскую избирательную кампанию, тщетно провоцируя в нашей либеральной среде протестные настроения.

Самое интересное в рубрике "Политика"