Случилось страшное - основной акционер радиостанции "Эхо Москвы" компания "Газпром-медиа" (66% акций), как сообщил бессменный редактор рупора гласности и либерализма Алексей Венедиктов (18% акций), "в полном соответствии с законодательством РФ потребовала созыва акционерного собрания с повесткой дня - Досрочное прекращение полномочий действующего Совета Директоров "Эха Москвы" и избрание нового состава Совета Директоров".
В стране, где поэт всегда больше, чем поэт, а радио всегда не просто радио, подобная рокировка, конечно же, не "спор хозяйствующих субъектов", а очередное преступление "антинародного режима". Не важно, что "в полном соответствии с законодательством", осадочек-то все-равно остался.
С утра Алексей Венедиктов видел события так: "Мы выражаем сожаление, что в результате совет директоров вынуждены покинуть два независимых директора - Маковский и Ясин..., - говорилось в коммюнике, опубликованном в блоге Венедиктова на сайте "Эхо Москвы" .- Мы считаем, что их удаление из состава совета директоров является несправедливым.... Мы понимаем, что Газпром-медиа не мог не отреагировать на критику высших должностных лиц РФ в отношении радиостанции".
Вывод ясен - за жесткую и бескомпромиссную линию, которую Венедиктов, вместе с "уникальным журналистским коллективом" гнет аж с 1998 года (именно тогда его выбрали главным редактором) власть решила наконец-то отомстить.
"Наконец-то", потому что еще в 2001 году Владимир Путин по адресу Венедиктова сказал следующее: "Враги прямо перед тобой, ты с ними воюешь, потом заключаешь перемирие, и всё ясно. Предателя нужно уничтожить, раздавить. Знаете, Алексей, вы не предатель. Вы враг". Впрочем подобная характеристика совсем не помешала Путину на протяжении доброго десятилетия поздравлять "врага" с праздниками, юбилеями и даже желать успехов в его "профессиональной деятельности".
А тут, вдруг, менее чем за месяц до президентских выборов и такая грандиозная месть "длинными руками Газпрома" - снять двух "независимых директоров", но при этом оставить на посту самого главного редактора, который во многом и определяет редакционную политику радиостанции, "включая" "критику высших должностных лиц". Кстати, Венедиктова никто из Совета не убирал, он ушел сам вместе со своим первым заместителем - надо полагать, в знак протеста. Ну и уходил бы тогда до конца, все-таки рулит "Эхом" больше, чем Путин страной. Ан нет.
Кто ж поверит официальным комментариям "Газпрома" о том, что речь идет только о "внутрикорпоративных процедурах", предполагающих вхождение в состав директоров бизнес-менеджеров? "Независимый директор" - это хорошо, но, увы, нет такой должности "хороший парень".
Между прочим, даже один из "уволенных" - Маковский - рассказал: мол, по его данным инициатором перестановок был не "Газпром-медиа холдинг", а "кто-то из миноритариев, какая-то маленькая компания". Что за "компания" такая - дело темное, учитывая что большинство из оставшихся акций на руках у самого Венедиктова и "уникального журналистского коллектива". Ну да не суть.
Главное четко сформулировал Леонид Парфенов: "Еще никогда редакционные изменения в российских медиа не были связаны ни с чем другим, кроме политических соображений". Человек, про которого в 2001 году (в эпоху поглощения "Газпром-медиа" НТВ) тогдашний руководитель телекомпании Киселев заметил "видел, как суетливо Парфенов стал вести себя с того момента, как его пригласили в состав совета директоров НТВ по версии Газпрома", точно знает о чем говорит.
Ну и пошло-поехало: "наступление на свободу слова продолжается", "очередной вызов обществу" и т. д., и т. п.
Лучше всех высказался научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин: "С моей точки зрения все предпринято с целью установить контроль государства над независимыми СМИ". И добавил агентству "Интерфакс": "Венедиктов не относится к числу тех людей, которые соглашаются занимать кресло без того, чтобы проводить политику, которую он считает правильной".
Выходит полный оксюморон - то ли Венедиктов по-прежнему остался в кресле, потому что считает эту политику "правильной", то ли государство контроль "не устанавливает". Все прояснилось к вечеру, когда главный редактор радиостанции сменил гнев на милость. "Напомню, что когда 30 декабря мы получили письмо о досрочной отставке, это было до критики Путиным "Эха Москвы", - заявил Венедиктов в эфире.
Когда-то по "Эху" звучал потрясающий рекламный слоган: "Слушайте радио - остальное видимость". Не в бровь, а в глаз -получается, еще до Нового года Венедиктов со товарищи знали о грядущих переменах в Совете директоров, но тогда информацию была, что называется, "не в кассу" и ее попридержали. Зато столько дивидендов сразу - и рыбку съесть, и репутацию соблесть.
От желающих "помочь" чуть ли не очередь выстроилась. Сам Михаил Прохоров не упустил повода лишней раз подчеркнуть свою доброту, предложив для "сохранения независимости" редакционному коллективу "кредит на выгодных условиях". В общем, слушайте радио и будет вам "видимость".