Алесей Навальный - дутая фигура, за которой стоят технологии медийной раскрутки и больше ничего. Его популярность, даже сетевая, чрезвычайно преувеличена - видимо, при помощи все тех же технологий. Такой вывод позволяют сделать, что неожиданно, сайты самого Алексея Навального.
"В интернете появился сайт поддержки кандидатуры Алексея Навального в президенты РФ, - сообщали сетевые СМИ 16 декабря 2011 года. - За несколько часов подписи за Навального оставили 3 тысячи человек".
"Интернет начал выдвижение Навального в президенты РФ", - информирвали блогеры. "Пока Навальный сидит, за него собирают подписи", - сообщали они, рассылая ссылки на интернет-ресурс vsezaodnogo.org.
Напомним, что в это самое время, в середине декабря 2011 года, оппозиционер отбывал 15 суток ареста за участие в несанкционированном шествии от Чистых прудов до Лубянской площади.
На самом деле в сети два месяца назад были запущены сразу два "зеркальных" сайта в поддержку кандидатуры блогера Навального на пост президента - odinzavseh.org и vsezaodnogo.org. Простая проверка сервисом Whois показывает, что зарегистрированы домены были 13 декабря 2011 года, анонимно, на территории США, в городе Бельвью.
Анонимная регистрация политических доменов с именами "Один за всех" и "Все за одного" - уже довольно комичный сюжет, воскрешающий в памяти Неизвестных отцов из романа братьев Стругацких. Причем авторы сайтов, на которых идет сбор подписей, старательно дистанцируются от Навального, сообщая: "Начиная собирать подписи, мы не спрашивали согласия у Алексея, но мы его об этом известили". Казалось бы, тот факт, что ресурсы были запущены, когда кандидат в президенты от блогеров сидел в кутузке, должен лишний раз подтвердить, что лично Навальный вроде бы как не причем. Общественная акция анонимов.
Однако в копирайте сайтов значится ресурс РосАгит, в активе которого изготовление других связанных с фамилией Навальный сайтов - РосПил, РосЯма, РосВыборы. И никаких больше. Ну а уж эти ресурсы явно не инициатива гражданского общества.
Кроме того, тот же РосАгит занимается изготовлением белых ленточек с надписью "Против партии жуликов и воров", значков с видозмененной эмблемой "Единой России", наклеек с перечеркнутым портретом Путина - в общем, атрибутики стартовавшей еще ДО парламентских выборов кампании против "Единой России", которую проводила так называемая "Армия Навального". Кстати, белую ленточку - символ нынешних "болотных" протестов, также ввела в обиход еще осенью 2011 года эта полумифическая "армия". В декабре ее просто дополнительно раскрутили.
В общем, круг замыкается. Вокруг фамилии Навальный возникает целое кольцо ресурсов, акций и символики. Немудрено, что в эфире украинского телеканала незабвенный Евгений Киселев представляет блогера как "одного из самых ярких российских политиков сегодняшнего дня".
Вот только сайты, с которых мы начали рассказ, демонстрируют парадоксальный результат. Как мы помним, за первые несколько часов их работы было собрано более 3 тысяч подписей за выдвижение Навального. А за два месяца непрерывной работы, раскрутки в блогосфере, упоминаний в СМИ и т.д., и т.п. - совокупно! - на 13 часов вторника, 14 декабря, в поддержку блогера собрано... 15 705 подписей. Это в четыре раза меньше, чем даже "френдов" в его блоге (66 426), благодаря которому он прославился на весь русскоязычный сегмент Livejournal.
Вряд ли верно плюсовать к этим подписям (все-таки на сайтах речь идет о частичной развиртуализации с указанием ФИО и профессии) "френдов" из блога, которые в основной своей массе анонимны. Кроме того, очевидно, что читают блог "политика" отнюдь не только его сторонники, а сторонники наверняка уже давно оставили свои подписи на сайтах. Но даже если пойти на такую смелую арифметическую операцию, мы получим цифру в 82 тысячи - максимальное число интернет-"сторонников" Навального, который наибольшую известность имеет все-таки в сети.
В принципе, вполне достаточно, чтобы попытать счастья на выборах мэра Урюпинска, например. Да мало ли в России городов с населением менее 100 тысяч человек? Навальный с такой поддержкой может выбирать любой.
Вот только там с сетью могут быть проблема. А значит и с популярностью...