В конце января британская газета Sunday Times сообщила об инициативе "бежавших из России мультимиллионеров", которые учредили в Лондоне так называемый Международный антикоррупционный комитет, который будет разоблачать коррумпированных российских чиновников в окружении Владимира Путина.
Идейным вдохновителем проекта издание называет российского бизнесмена Валерия Морозова, окончательно принявшего решение перебраться на Туманный Альбион в январе этого года и планирущий просить политического убежища. Среди других членов комитета Sunday Times называет предпринимателя Виталия Архангельского, "бывшего санкт-петербургского политика" Андрея Корчагина и диссидента Владимира Буковского, также нашедших свой последний приют на доброжелательной к российским беглецам английской земле.
6 февраля новоявленные борцы с коррупцией опубликовали заявление "О создании Международного антикоррупционного комитета", а также расширенный список его участников. В их числе, помимо ещё одного беглеца - бывшего руководителя карельского РНДС Павла Бородатова - оказались экономист Андрей Илларионов, правозащитник Лев Пономарёв и депутат Госдумы от "Справедливой России" Илья Пономарев.
"Лев Пономарев - реально помогает людям, а это самое главное", - поясняет в своём блоге на сайте "Сноба" Валерий Морозов. Что касается российского парламентария, то, как утверждает беглый бизнесмен, "Илья Пономарев вчера (запись датирована 6 февраля) прилетел в Лондон и вступил в комитет, взял на себя важные направления, в том числе согласившись поддержать те идеи, которые я отстаивал, в том числе по разработке экономической и социальных программ. Он должен будет проталкивать теперь это в оппозиции, а не блокировать, как это делал раньше", - подчеркнул Морозов.
Кстати, сам думский оппозиционер о своей зарубежной командировке нигде не упоминает, как будто её и не было. Зато сообщает о том, что МАК был создан при его поддержке. "В рамках реализации проекта STOPVOR договорился с группой бизнесменом и общественных деятелей, обладающих информацией о счетах российской элиты за рубежом, и готовых к активному сбору доказательств. STOPVOR станет технической платформой для их деятельности, а также поисковым механизмов. В настоящее время готовим к запуску сайт, формируем первый информационный пакет", - написал он в своём блоге в "Живом журнале".
Согласно тексту опубликованного заявления, МАК будет заниматься сбором доказательств коррупционной деятельности российских чиновников, поиском зарубежных счетов и собственности коррупционеров в России и за рубежом, составлением обращений в государственные органы и общественные организации разных стран с целью запрета на въезд коррупционеров, а также подготовкой к "организации Международного трибунала над преступным режимом Путина".
Как отмечается в документе, в инициативную группу вошли те, кто "поставил свою жизнь, жизнь своих семей, близких, друзей под удар коррупционеров, выдержал их давление, не сломался под наездами МВД, ФСБ, Налоговой службы, криминальных структур, подчиненных вертикали власти", "кого Кремль лишил собственности, доходов, возможности иметь и развивать свой бизнес". Особенно забавно на этом фоне смотрится Илья Пономарёв, который в какой-то степени обязан своему финансово-политическому благополучию Михаилу Ходорковскому, но не производит впечатления униженного, оскорблённого и ограбленного.
Так или иначе, но цели у новоявленных антикоррупционеров поистине робингудовские. Они обещают не только найти "ворованное у народа", но и вернуть похищенные деньги в Россию. Но пока, как отмечается в обращении, им приходится тратить на это свои личные деньги, которые пойдут на оплату работы "команды сыщиков и адвокатов". В частности, пишет Sunday Times, Морозов уже сделал первичный взнос в 250 тыс. фунтов. О размерах взносов других членов не сообщается, но есть подозрение, что российские партнёры Комитета уклонились от этой обязанности.
И не случайно, что в том же самом документе подчёркивается: "Но мы одни с это задачей не справимся. Нам не хватит ни сил, ни средств", - непрозрачно намекают авторы заявления на быстро приближающийся финансовый крах из благородной затеи.
В общем, ещё один навальный "Роспил" с британским акцентом.
Кстати, о российском гринмейлере участники МАК отзываются с крайней неприязнью. "Навальный никогда не занимался чужими проблемами. Те, кто по настоящему воевал, кого гнобили, сажали, возбуждалии дела, захватывали компании, никогда от него ни разу не получили поддержки. Поэтому к нему отношение у реального бизнеса настороженное", - пишет в своём блоге в Facebook Валерий Морозов. И продолжает: "Я не Навальный. У меня на раскрутку нет ни денег ни времени. И то и другое уходит на войну с конкретными коррупционерами в Кремле. Когда лежишь в окопе под бомбежкой, или в атаку идешь, "Василия Теркина" писать нет ни времени, ни сил. Поэтому фронтовики не любили писателей о войне. За редким исключением: за исключением писателей-фронтовиков".
Впрочем, далеко не все из лондонских олигархов поддержали начинание своих коллег по добровольному изгнанию. Один из ближайших соратников Бориса Березовского Андрей Сидельников, комментируя данную инициативу, довольно резко заявил, что ничего об этом Комитете не знает, не видел, не участвовал.
"Насколько мне известно, этот товарищ ни разу не появлялся ни на одном оппозиционном мероприятии и публичных встречах, проводимых в Лондоне", - заявил он, переживая "за уважаемую британскую газету, которая "повелась" на дешевый пиар и откровенное вранье".
"Во-первых, пресловутый комитет был создан только на словах. Никакого учредительного собрания не было. Во-вторых, как сообщают источники "В ЗАСАДЕ.РУ" в русскоязычной диаспоре Лондона, Морозов сотоварищи действительно бегают по столице Соединенного Королевства, потрясая какими-то списками. При этом списки существуют в нескольких вариантах, фамилии в которых очень разнятся. В чем дело? А в том, что в действительности опальный российский бизнесмен со своими друзьями решили подзаработать на банальном шантаже. Вот они и звонят в Москву, запугивая тех или иных чиновников возможностью попадания в этот список. Согласился человек заплатить - вычеркиваем. Не согласился - перемещаем его фамилию ближе к началу списка. Нам достоверно неизвестны фамилии людей, подвергшихся шантажу Морозова, однако сам факт шантажа сомнений не вызывает", - разъясняет Сидельников.
Доверять экспертному заключению помощника Березовского у нас нет оснований. Как, впрочем, и подвергать его слова сомнению. По всей видимости, тренд, начатый ещё со "списков Магнитского" оказался крайне популярен и, что немаловажно, инвестиционно привлекателен, что и стало первопричиной конкурентной борьбы на этом фронте. Кто из кандидатов в ведущие "антикоррупционеры" в итоге получит первый приз - Навальный, Березовский, Немцов, Морозов или кто-либо ещё, уже не столь принципиально. Гораздо важней участие в этой битве за зарубежные бюджеты представителя российской парламентской партии. И полбеды, если это окажется его личной инициативой, а не партийным поручением.