Оппозиция, проводящая митинги "За честные выборы", реализует "оранжевый сценарии", уверен лидер движения "Суть времени" Сергей Кургинян. Об этом политолог, организовавший 4 декабря альтернативный митинг на Поклонной горе, заявил в интервью "Комсомольской правде". Кургинян по просьбе корреспондентов издания перечислил классические черты "оранжевой революции", которые видит в московском протестном движении.
Прежде всего, по его словам, это отсутствие у акций протеста фактической основы. Кургинян напоминает, что митинги начались с утверждений о тотальных фальсификациях на выборах 4 декабря. Однако до сих не предъявлены доказательства этих фальсификаций. "У оппозиции на руках есть протоколы участковых избирательных комиссий, их 95 тысяч, - говорит политолог. - Достаточно взять эти оппозиционные протоколы и пересчитать их. И станет ясно, в какой территориальной избирательной комиссии подменили результаты участковых, в каком субъекте Федерации переписали результаты территориальных комиссий и, в конце концов, корректировал ли Чуров цифры в сводном протоколе. Я предлагал Владимиру Рыжкову сделать это. Однако "оранжевым" это неинтересно. Они снова и снова кричат об ужасных "фальсификациях", но никто не хочет оценить их объем".
Во-вторых, речь идет о подмене лозунгов и требований митингов. "Эти люди ратуют не за честные выборы, им просто нужен повод, чтобы перейти к чему-то другому, - говорит Кургинян. - Они вдруг начали говорить о том, что надо реформировать Конституцию России, президентскую республику менять на парламентскую. И вообще ввести учредительное собрание... Дальше перешли от лозунга "За честные выборы" к лозунгу "Долой самодержавие".
Третий нюанс, на который обращает внимание Кургинян - бескомпромиссность лидеров протеста: "Было также заявлено, что, даже если президентские выборы будут прозрачными, это все равно нелегитимно".
"Ко всему прочему, - подчеркивает политолог, - лидеры "оранжевых" не стесняются афишировать свои связи с американским посольством. Не успел приехать в Россию новый посол Майкл Макфол, как тут же "организованной толпой коровы шли на водопой". Им должно быть стыдно. В революционных ситуациях лидеры боятся ходить в посольства, потому что не хотят компрометировать себя перед народом. Почему наши либералы говорят, что лучше брать деньги у ЦРУ, чем у КПСС? Почему они считают это возможным?"
Отвечая на вопрос корреспондента о том, насколько митинги на Болотной и Сахарова отражают чаяния большинства россиян, Сергей Кургинян заявил: "Поймите, на московские улицы вышло меньше людей, чем собираются на футбольном матче или рок-концерте. И эти люди хотят диктовать свою волю ста миллионам российских избирателей?"
Перспективы, которые видит политолог в случае дальнейшего развития такой митинговой активности, безрадостные. "Есть мнение, что угроза будет нарастать - вплоть до того, что лидеры оппозиции могут призвать американцев взять под контроль наше ядерное оружие. Подобные опасения разделяют достаточно большое число людей в России. Это, собственно, и побудило нас создать антиоранжевый комитет. Его члены говорят, что они, как граждане России, готовы вести борьбу с "оранжевыми". Антиоранжевый комитет являет собой широкий фронт, куда вошли люди самых разных взглядов, все они собираются выйти на контрмитинг "Нам есть что терять" 4 февраля на Поклонной горе".
Член Общественной палаты РФ, политолог Иосиф Дискин, которого наше издание попросило прокомментировать выводы Сергея Кургиняна, заявил, что следует разделять организаторов митингов и основную массу его участников. "Их объединяет недовольство многим происходящим, - пояснил Иосиф Дискин. - Но я участвовал в митинге на Болотной, и могу сказать, что многие участники не разделяют радикальных, как я считаю, антидемократческих, нелиберальных требований организаторов".
"Было бы совсем глупо отрицать, что нарушения на выборах были, - сказал политолог. - Другой вопрос, что они не влияют на общую расстановку сил. И было бы неверно отрицать, что сегодня недовольством значительной части населения пытаются спекулировать. Но это приходящее, и я надеюсь, что люди, участвующие в митингах, осознают, где реальные требования, где реальная возможность изменить положение дел, а где политические спекуляции".
"Я считаю, что неправильно разделять, людей, которые вышли на Болотную и на Сахарова, или, например, людей, вышедших на митинг в Екатеринбурге в поддержку трудового Урала, или сейчас выйдут на Поклонной горе, - сказал, в свою очередь глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. - Все это наши избиратели, у которых разные точки зрения, и это замечательно".
"Что касается организаторов этих акций, то людей, которые были бы безусловными авторитетами, нет ни там, ни там, - полагает политолог. - Я считаю абсолютно позорным выступления депутата Трапезникова в Екатеринбурге, я с уважением отношусь к Сергею Кургиняну, но он в последнее время становится все более и более эмоционально заряженным, что снижает доверие к его экспертизе. Ну и, конечно же, никаких симпатий не вызывают люди, которые выступали с трибун на Болотной и Сахарова, потому, что это либо люди из вчерашнего дня, либо абсолютно маргинальные люди. А сейчас, например, когда Новодворская и Боровой пытаются еще стать властителями дум - это уже просто не смешно".
Вместе с тем, отметил политолог, эмоциональный настрой аудитории Болотной и Сахарова, несомненно, выше. Видимо, пояснил он, это связано с тем, что у людей, которых все устраивает, меньше мотивация для того, чтобы выйти на улицу.
Однако Минченко выступил категорически против того, чтобы делать реверансы как в ту, так и в другую сторону - "здесь вышла соль земли, а там вышли не понять кто". "У нас все избиратели равно дороги, и их позиция одинаково ценна", - сказал политолог.