В субботу, 28 января, на Пушкинской площади прошла репетиция намеченного на 4 февраля 50-тысячного шествия оппозиции.
"Это первый в России митинг, созываемый гражданскими Facebook-активистами и первый митинг, организуемый группой и движением, зародившимся на этой площадке", - заявляли организаторы из движения "Гражданское действие", выступающее, как следует из декларации, "за демонтаж антинародного режима, за развитие социальных инициатив путем самоорганизации людей с активной жизненной позицией".
Организаторы акции рассчитывали призвать граждан к участию в шествии/митинге 4 февраля, к наращиванию гражданской активности и инициировать создание "позитивного образа будущего России силами гражданского общества". Для реализации означенных целей предполагалось раздать 15 тысяч наклеек-агиток с призывом приходить на шествие, а также выпуски "Новой газеты" с разворотом-плакатом к шествию, нереализованную часть докладов "Путин. Коррупция" и иные агитационные материалы.
Согласно заявке, участие в митинге должны были принять до одной тысячи человек, а само действие должно было продолжаться три часа. Однако даже корреспонденты оппозиционных СМИ не смогли насчитать более 150 митингующих, а сама акция продлилась чуть больше часа.
Тем не менее, организаторы не унывали. По словам одного их них, это не единственная акция. "29 января состоится пробег по Садовому кольцу. 2-го числа будет пикетирование с призывом выйти 4-го февраля. Люди "закроют" каждую станцию метро, если можно так сказать, - с плакатами будут стоять и раздавать листовки", - цитирует радио "Свобода" Марка Гальперина.
Впрочем, судя по отсутствию интереса к акции со стороны горожан к митингующим на Пушкинской площади в субботу, представляется сомнительным успех и последующих агитационных мероприятий. Однако загадывать наперед было бы не совсем корректно, и если говорить о данной акции, то она ответила на вопрос о роли социальных сетей в активизации протестной активности.
Из приглашённых на митинг 4,5 тысяч пользователей социальной сети, выразили готовность прийти лишь около 600. А учитывая конечную цифру участников акции на Пушкинской, один клик клавишей компьютерной "мыши" не обязательно (скорее, как правило) трансформируется в конкретного участника того или иного мероприятия.
Похоже, что главная проблема российских оппозиционеров - в их стремлении точно следовать разработанными заокеанскими специалистами революционным лекалам. Долгое время ориентиром для отечественных "несогласных" были "цветные" революции на просторах стран Восточной Европы и республик бывшего СССР, а также методы "ненасильственного сопротивления" Джина Шарпа. Сейчас те же самые оппозиционеры, вслед за госсекретарем США Хиллари Клинтон возлагают большие надежды на социальные медиа, проявившие себя в рамках "продвижения демократии" на Ближнем Востоке.
Однако в России это технологии не действуют. И не потому, что сами технологии плохие, а силу радикального отличия России от той же Украины или тех же самых Египта с Ливией. По крайней мере, крайне незначительная часть населения готова выйти на условный Майдан или же бесконечно "лайкать" в Фэйсбуке на призывы голосовать "против Путина". Российский интернет пользователь горяч, но вместе с тем разборчив и не любит, когда его держат за идиота. А потому если и выходит на Болотную площадь или проспект Сахарова, то с желанием услышать конкретную программу действий. После чего делает для себя вывод и целесообразности дальнейшего участия в протестной вакханалии. И, как правило, вывод этот не пользу гражданского протеста.