Human Rights Watch в ежегодном докладе пришла к "неожиданному" выводу о проблемах с демократией в России, которые выражаются, в частности, в намерении Владимира Путина вновь баллотироваться на президентский пост. Официальные лица не выразили даже дежурного недоумения по этому поводу. Политические изменения у нас в стране удивительно емко характеризуются именно реакцией на заявления международных правозащитных организаций.
Каких-нибудь 15 лет назад очередное скупое одобрение курса демократических реформ воспринималось как индульгенция всем прошлым и будущим действиям власти, которую заокеанский Большой брат через своих посредников дружески похлопал по плечу: "Верной дорогой идете, новоявленные господа".
Кстати, разговоры о том, что лишь в последние годы многочисленные транснациональные НКО стали восприниматься как агенты иностранных государств, - откровенная подтасовка. В последние годы об этом стали говорить открыто, но ранее-то власть черпала в одобрительных комментариях свою легитимность под лозунгом "Запад одобряет".
И позже, когда одобрение сменилось критикой, либеральные идеологи говорили отчего-то не о мнении частных лиц, а о критике со стороны мирового сообщества, о том, что Россия взяла курс на конфронтацию с Западом. Это очень смешная риторическая ловушка, в которую демократы загнали сами себя - если подумать, то от "мирового сообщества" и его глашатаев до "вашингтонского обкома" с проводниками его политики и полушага не наберется.
Однако переболели. Теперь заявления НКО не вызывают ни трепета, ни ужаса, да и вообще эмоции сменились рациональным осмыслением. Мы научились читать то, что написано в докладах международных организаций - и анализировать написанное. Ведь как-то же должно объясняться, что в годы, когда претензии на управление страной заявляла "семибанкирщина" (публично заявляла!), а регионы брали независимости столько, сколько хотели, и по рейтингу коррупции, и по рейтингу демократии Россия уверенно росла. А стоило прищемить хвост нескольким наиболее одиозным олигархам и привести региональное законодательство в соответствие с федеральным, - сразу докатились до уровня Зимбабве.
То есть пока демократия в регионах достигала таких масштабов, что местные власти просто плевали и на конституцию, и на принятые Госдумой законы, и на президента (например, Ельцин неоднократно вводил мораторий на региональные выборы, но в ряде регионов этот мораторий просто игнорировали) - все было отлично. А стоило установить главенство закона, выстроить в соответствии с ним госструктуру (пресловутая "вертикаль власти") и урегулировать вопрос губернаторских выборов безо всяких мораториев, сразу обнаружились тоталитарные тенденции.
Это ведь не частный случай, это именно тенденция в оценках международными НКО ситуации в России. Например, Human Rights Watch в конце января 2012 года в докладе выражает озабоченность тем, что Владимир Путин принял решение вновь баллотироваться в президенты. На основании чего? Закон не нарушен, права соблюдены. Путин не нравится? Ну так и Джордж Буш многим не нравился, что ж в отношении его второго срока никто озабоченности не высказывал?
Но самое замечательное - это слог доклада международных правозащитников. Оказывается, процитируем: "Объявление в сентябре о том, что премьер-министр Владимир Путин будет участвовать в президентской гонке 2012 года, привело многих аналитиков к мысли, что его избрание предрешено и что это отбрасывает тень на перспективы столь необходимых политических реформ".
Какой чудесный отсыл к анонимным аналитикам! Организация вроде бы даже и говорит не от собственного лица. Она лишь констатирует: широко, мол, обсуждается в экспертной среде... Выводы можно сделать какие угодно. Поди докажи, что в какой-нибудь среде этот вопрос активно не обсуждался. Хотя прекрасно известно, для чего такие обороты применяются.
Действительно, какая "экспертная среда" в здравом уме подпишется под таким абзацем, в котором, фактически, сказано, что "демократия это плохо"? Рейтинг Владимира Путина колеблется от 45 до 50 процентов, это объективные цифры, которые не оспаривает даже оппозиция, рассуждая о том, возможен ли второй тур выборов. Так что эта "предрешенность" имеет вполне демократические корни. И все это вместе, оказывается, "отбрасывает тень на перспективы столь необходимых политических реформ".
Если экспертам Human Rights Watch известен другой, помимо демократии, источник политических реформ, формулирующий их острую необходимость, то им, действительно, - к нашим реформаторам-рыночникам начала 90-х. Они и аудитория более благодарная. В современной же российской политике на подобные доклады просто внимания не обращают. И, видимо, правильно делают.