О перспективах диалога власти с... кем?

Гипотетические переговоры власти с оппозицией, или оппозиции с властью, превращаются в какой-то фарс. О них много говорят, но начать никак не могут. Одних комитетов, сообществ и организаций переговорщиков создали минимум три. Главное, чтобы между собой за право пообщаться с премьером не передрались.

О возможном начале переговоров власти и гражданской оппозиции при посредничестве Алексея Кудрина СМИ громко заявили еще в конце декабря. Кудрин сам вызвался в посредники, предлагая начать диалог между митингующими с проспекта Сахарова и высшим политическим руководством страны. В интервью он признался, что встречался с Владимиром Путиным, и кандидат в президенты РФ показал свою заинтересованность в такой дискуссии.

Длительное обсуждение возможности переговоров на оргкомитете митинга "За честные выборы" показало, что левая часть оппозиционеров Кудрина в посредниках видеть не желает. "Одного желания Алексея Кудрина начать переговоры мало, - сказал депутат Госдумы, член оргкомитета эсер Геннадий Гудков. - Пока у Кудрина нет никаких полномочий, это всего лишь его частная инициатива".

Другой член оргкомитета, депутат Госдумы эсер Илья Пономарев выразился еще более резко: "Бывший глава Минфина Алексей Кудрин, выступивший с предложением посреднических услуг, конечно, вне всякого сомнения, имеет возможность вести переговоры с властью - его дружеские отношения с Путиным никуда не делись... С другой стороны, я не уверен, что на данный момент нам нужен такой посредник".

Пикантность ситуации состояла в том, что сами депутаты-эсеры в оргкомитете митингов имели репутацию весьма неоднозначную. На проспекте Сахарова, к примеру, Илье Пономареву слово предоставили, но на трибуне же и обхамили, напомнив, что думские мандаты эсеры не сдали. Гудков после этого на сцену вообще не пошел.

Читайте также: "За честные выборы" не по закону

А чуть раньше левую часть оргкомитета, в частности - близкий Илье Пономареву "Левый фронт" - демократы и вовсе отстранили от обсуждений, обвинив в фальсификации итогов интернет-голосования за кандидатуры выступающих на митинге 24 декабря. В свою очередь левые обвинили либералов в узурпации власти в оргкомитете и попытках подгрести общегражданское мероприятие под себя. Собственно, так и произошло - митинг на Сахарова организационно и по составу спикеров был именно либеральным.

То, что либералы играют в оргкомитете первую скрипку, с иронией наблюдая за жаркими "общегражданскими" дискуссиями, и делая все по-своему, понятно стало давно. Так что на лево-правый раскол по вопросу переговоров с властью можно было бы не обращать внимания. Если бы раскол не случился в самой либеральной среде. Касьянов, Немцов и ряд других демократов выступили за посредника-Кудрина, активный "немцовец" Илья Яшин даже отмечал, что таким переговорам альтернативы нет - в противном случае нас ждет "жесткий белорусский вариант".

В конце декабря при участии Немцова состоялось первое заседание "Круглого стола 12 декабря", о котором сообщалось, что он "был учрежден в День Конституции группой ученых, деятелей культуры, искусства и представителей гражданского общества с целью воспрепятствовать социально-политическому взрыву в стране и сформулировать системную альтернативу авторитарному режиму под руководством В. Путина". Комитет поддержал в качестве официального переговорщика от оппозиции Алексея Кудрина.

Одновременно блогер Алексей Навальный, также рвущийся в лидеры протеста, идею переговоров отверг на корню. "Требования [митингов] настолько просты и очевидны, что не нужен никто их дополнительно расшифровывающий, - заявил Навальный. - Возможно, понадобится группа неких переговорщиков и тут наша позиция должна быть однозначной: сейчас никто не наделен мандатом на переговоры "от всех на Сахарова и Болотной". Любой, кто заявляет обратное - самозванец".

В итоге слова Кудрина, сказанные еще накануне мероприятия на проспекте Сахарова - "представителей митинга надо еще определить" - стали для протестного движения диагнозом.

Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин, который, кстати, также предлагал свою кандидатуру в качестве посредника, заявил: "Как говорят китайские товарищи, для того, чтобы хлопнуть в ладоши, нужны две ладони, по крайней мере. Насколько я понимаю, Алексей Леонидович Кудрин не обнаружил эти две ладони".

Читайте также: Оппозиция раздвоилась

Новая волна разговоров о диалоге власти и оппозиции началась после новогодних каникул. Сразу со скандала - группа оппозиционеров, среди которых писатели Борис Акунин и Дмитрий Быков, главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов и другие заявили, что, несмотря на приглашение, не пойдут на церемонию вручения правительственных премий в День печати, так как вручать их будет Путин.

Глава правительства и кандидат в президенты РФ вспомнил об этом в ходе встречи с главными редакторами СМИ в Ново-Огарево. На вопрос готов ли он к диалогу с "Лигой избирателей", где нет политиков, а есть писатели: Борис Акунин, Дмитрий Быков, Людмила Улицкая и другие, Путин ответил: "Я лично готов... не один раз приглашали, кстати сказать". И посетовал, что они сами не приходят.

Кстати, о "Лиге избирателей". Это очередная оппозиционная структура, созданная 18 января, в которую вошли блогер Рустем Адагамов, телеведущие Татьяна Лазарева и Леонид Парфенов, писатель Борис Акунин, музыкант Юрий Шевчук, политолог Дмитрий Орешкин, журналист Сергей Пархоменко, писатель Дмитрий Быков и другие. Общественная организация планирует заниматься контролем за избирательным процессом в России, однако многими воспринимается как представительство протестного сообщества митингов 10 и 24 декабря.

После заявления Владимира Путина в Ново-Огарево, о своей готовности к "серьезному жесткому разговору" с премьером заявили писатели Дмитрий Быков и Борис Акунин. Следом блоггер Рустем Адагамов сообщил СМИ, что "Лига избирателей" занимается выработкой списка тем, которые следует обсудить при встрече с Путиным. Однако политолог Дмитрий Орешкин скептически отозвался об этой инициативе, заявив, что " "Лигу избирателей никто просто не уполномочил вести переговоры".

Нужно отметить, что никто не выбирал переговорщиками и писателей Быкова с Акуниным.

Итак, оппозиционных организаций и частных переговорщиков у нас пруд пруди. Правда, совершенно не понятно, кого они представляют и от имени кого собираются вести с властью переговоры. И хоть тема самих переговоров активно муссируется в СМИ, открытым остается главный вопрос - с кем власти говорить-то?