Так совпало, что пятница 13, помимо всего прочего, еще и профессиональный праздник журналистов. Именно в этот день триста с лишним лет назад "выпускающий редактор", царь Петр 1 "выпустил" в свет первую газету "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах".
Забытую некогда дату в новой России вспомнили в 1991 году - указ Президиума Верховного Совета РСФСР повелевал пишущей и снимающей братии отмечать "день печати" в январе вместо "советского" мая. Постепенно прижилось, даже на самом высоком уровне.
Вот и на сей раз лучшие «перья» и «объективы» страны были приглашены в большой зал Дома приемов правительства для получения почетного гонорара. Ежегодно, в обстановке пафоса и почета, вручается 10 журналистских премий в размере 1 миллиона рублей.
О том, как это происходит, рассказал сам премьер-министр Владимир Путин: "Премии присуждает избранный совет, где работают в основном люди творческих профессий - они и определяют лауреатов".
С советом не поспоришь. Кто, например, посмеет возразить, что главный редактор "Химкинской правды" Михаил Бекетов не достоин награды? Хотя есть такие блогеры, упрекнувшие Бекетова и рассуждающие по принципу - если Путин сказал мыть руки с мылом, значит ни в коем случае не надо этого делать - просто потому, что так сказал Путин.
Словом, какой же журналистский праздник без скандальных сенсаций - вроде даже по формату положено. Одним из первых задал тон Олег Митволь. "Отказались придти в правительство Пархоменко, Муратов, Быков, Познер", - написал он в личном микроблоге. Послушать его, так ни много ни мало, а целый политический демарш нарисовался.
За всех ответил Дмитрий Быков: "Мать честная, а мужики-то и не знают". Оказалось, писатель не смог присутствовать на церемонии не потому, что Быкову "западло", а потому, что ему поздно позвонили накануне и он не успел перенести свои дела. Кто-то оказался в служебной командировке, кто-то приболел, кто-то пребывает за границей - причины не пойти в этот день на правительственный прием у всех оказались разные.
Тот же, упомянутый Митволем Сергей Пархоменко, в частности сказал: "Меня определенно там не будет, потому что я нахожусь не в России. Эта премия вручается не мне персонально, а журналу "Вокруг света" в связи с юбилеем. Там будут наш гендиректор, наш арт-директор. Думаю, вполне достаточно".
Но столь прозаичное объяснение совсем не в духе нынешних протестных настроений. Гораздо эффективнее смотрятся заголовки, типа "Журналисты отвергли премьер-министра". Самое интересное, большинство из них неоднократно сетовали, мол, мы стучимся, стучимся, а власть нас игнорирует.
Казалось бы, вот она, прекрасная возможность, которой когда-то воспользовался Юрий Шевчук - высказать премьер-министру все, что наболело - уж точно услышит. Примерно то же самое отметил, кстати, в интервью информационным агентствам и пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков, внеся важное уточнение о «не пришедших»: «Они не являются лауреатами премии, но действительно приглашались. Из лауреатов только Сергей Пархоменко не пришел. У всех приглашенных была возможность высказаться и наладить диалог с председателем правительства. Они сослались на занятость. Ранее многие из них говорили, что хотят довести свои соображения до власти. Жаль, что они не воспользовались возможностью".
Ладно, пусть каждый "пиарится" в меру своего разумения. Вопрос не к ним, а к тем, кто устраивает дружеские посиделки на правительственном уровне. Такое впечатление, что организаторы стремятся всячески разнообразить чопорную церемонию, действуя по принципу "Драку заказывали?"
К примеру, понятно, что для писателя Григория Чхартишвили (Бориса Акунина) после всех его выступлений на митингах Белый дом (российский, разумеется) последнее место, куда он согласится нанести визит. Зато из его приглашения туда вполне можно сделать целую историю, даже если по факту ничего содержательного в ней не окажется (как, собственно, и произошло).
Странно, что в списках приглашенных не оказалось, например Эдуарда Лимонова. Тоже ведь писатель по основной своей специальности. Ну а что? Он ведь тоже не симпатизирует, мягко говоря, премьеру. Почему бы и ему не дать возможность воспользоваться моментом и не напомнить о себе?