В столице проходят многотысячные митинги против политики "Единой России" и Владимира Путина, блогосфера с удовольствием обсуждает проколы премьер-министра и спамит на предвыборном сайте кандидата в президенты, соперники Путина по выборам уже видят себя как минимум во втором туре. Одним словом, создается впечатление грядущего провала Путина на выборах. Которое, впрочем, весьма обманчиво.
Нельзя не признать, что нынешний рейтинг популярности Владимира Путина, если сравнивать с 2000, 2004 и даже 2008 годами, уже не тот. Например, по данным ВЦИОМ, в течение 2007 года, уровень электоральной поддержки Путина как потенциального кандидата в президенты колебался в интервале 60-66%. И если бы у него появилась возможность идти на третий срок, нет никакого сомнения, что действующий президент уверенно победил.
Но обстоятельства сложились по-другому, и в стране появилась новая политическая конфигурация власти, обозначенная тандемом президента Дмитрия Медведева и председателя правительства Владимира Путина. Эксперты до сих пор строят предположения, насколько удачным оказалась стратегия тандема. Впрочем, прошедшие 4 года показали его жизнеспособность и эффективность. Другое дело, что в стране появилось два лидера, пусть и дополняющие друг друга, но являющиеся, так или иначе, самостоятельными политиками. Разумеется, что в той или иной степени симпатии электората разделились, что в определённой степени и повлияло на снижение личного рейтинга Путина.
Были, конечно, и другие факторы, но народная любовь, как правило, единолична, и симпатия сразу к двум кандидатам приносит, как и в личной жизни, только страдания. Но это лирика. На деле же, сработал классический фактор невозможности математического объединения рейтингов двух российских лидеров, отягощённый тем самым страданием относительно выбора между двумя равными. Тем более, что и у Путина, и у Медведева образовались свои команды почитателей, которые с определенной ревностью относились к другому члену тандема.
Одним из доводов, почему они поменялись местами, стали именно личные рейтинги, которые, как объяснялось, у Путина были выше, чем у Медведева. Вопрос этот в высшей степени спорный. По крайней мере, социологические опросы если и фиксировали разрыв, то он оказывался довольно незначительным.
Так или иначе решение о рокировке было принято, и оно, по всей вероятности, как раз и сыграло решающую роль в возникновении чуть большей неприязни к Путину со стороны россиян. Кто-то надеялся, что именно Медведев продолжит начатые им реформы, кто-то посчитал нечестным сам факт рокировки. Примерно как в 2008, когда некоторым показалось, что Путин обманул их ожидания, отказавшись идти на выборы.
Но это всё были эмоции, которые со временем улеглись, а Медведев мало помалу всё же заставил всех считаться со своей персоной и взглядами на политику в стране. Что-то подобное произойдёт и после этих выборов, победу в которых скорее всего одержит всё-таки Путин, который, несмотря на все предъявляемые ему претензии, с большим отрывом опережает своих конкурентов.
Согласно последнему опросу ВЦИОМ, процент одобряющих деятельность премьер-министра, начиная с октября месяца вырос на 5-6 процентов. Примерно в такой же пропорции вырос и электоральный рейтинг Путина. Если бы президентские выборы состоялись в ближайшее воскресенье, то за Путина проголосовало бы 48 проц. избирателей (на начало декабря, к примеру, таковых было 42 проц.).
Другие кандидаты на фоне председателя правительства являются откровенными аутсайдерами: за Геннадия Зюганова проголосовали бы 10 проц. опрошенных, примерно столько же процентов голосов (9%) получил бы Владимир Жириновский, Сергей Миронов довольстовался бы поддержкой 5 процентов избирателей. Результаты Михаила Прохорова и Григория Явлинского находятся в рамках статпогрешности.
Похожую картину составили и аналитики Левада-центра, также поинтересовавшиеся намерениями россиян относительно голосования на президентских выборах. К сожалению, данные социологов касаются лишь декабря прошлого года, но и в этом случае разрыв между Путиным и ближайшим преследователем составляет порядка 30 процентов: за премьер-министра проголосовали бы 36 проц., за Жириновского - 7 проц., Зюганов набрал 6 проц. голосов, Миронов и Прохоров - по 2 процента.
Не исключено, конечно, что за прошедший период времени что-то изменится, и результаты будут совершенно другими. Но пока Путин является безусловным фаворитом предвыборной гонки. Единственная интрига: сможет ли он одержать победу в первом туре, набрав более 50 процентов голосов? Но это, как кажется, уже вопрос технического характера.
Второй вывод касается якобы растущих в обществе антипутинских настроений. Не то чтобы их не было совсем, но и выдавать взгляды узкой группы политически активных граждан за настроения всего общества было бы тоже неправильно. Есть сомневающиеся, колеблющиеся, в общем та самая прослойка общества, которая может как принести Путину победу, так и заставить его биться с кем-то из кандидатов во втором туре. Это, пожалуй, главный электорат, за голоса которого сражаются как соперники Путина по предвыборной гонке, так и внесистемная оппозиция. Но и сам премьер-министр, разумеется, не должен остаться в стороне.