(Продолжение, начало читайте здесь и здесь)
В анализе ситуации, сложившейся в России в конце 2011 года, не рассмотренными остались два вопроса - об идейном оснащении и требованиях митингующих на Болотной площади и проспекте Сахарова, а также о перспективах развития ситуации.
3.1
Если верить опросу Левада-центра, проведенному в ходе митинга, подавляющее число активных участников акций протеста - люди либеральных взглядов. "На оппозиционный митинг на проспект Сахарова в Москве, который прошел 24 декабря, вышли в основном мужчины с высшим образованием, среднего достатка и поддерживающие либо Алексея Навального, либо Григория Явлинского", - сообщили СМИ, опираясь на данные опроса.
Социологи работали непосредственно в толпе, и вот созданный ими портрет митинга: основная масса собравшихся - это мужчины (женщин 40 процентов), в возрасте с 25 до 39 лет (31% от числа опрошенных), имеющие высшее образование (62%). О своей работе подавляющее большинство заявило, что они "специалисты". Расшифровка этого термина -программисты, менеджеры или журналисты.
Уровень достатка митингующих выше среднего. Из тех, кто живет на зарплату, подавляющее большинство имеет возможность покупать крупную бытовую технику, а также приобрести автомобиль. Правда, 40 процентов опрошенных для покупки машины вынуждены все-таки воспользоваться кредитом. 28 процентов в этом не нуждаются и без проблем могут приобрести новую машину.
Собственный бизнес имеют 8 процентов опрошенных. Пять процентов из тех, кто пришли на Сахарова, заявили социологам, что "ни в чем себе не отказывают".
Политические предпочтения распределились следующим образом: либеральная демократия - 69 процентов опрошенных, социал-демократия - 10 процентов. Сторонниками коммунизма назвали себя 13 процентов собравшихся на проспекте. В пользу идей анархизма, антифашизма, национализма высказалось незначительное число опрошенных - от 2 до 6 процентов.
Наибольшие политические симпатии участники митинга выражают основателю "Яблока" Григорию Явлинскому (24 процента проголосовали бы за его партию в Госдуму, а на выборах президента за его кандидатуру - 21 процент), а также блогеру Алексею Навальному (на выборах президента за него проголосовали бы 22 процента опрошенных).
Какие выводы можно сделать из приведенных данных? В первую очередь - об абсурдности звучавших с трибуны заявлений "мы - народ", "нас 99 процентов" и т.д. Собравшиеся на площади - часть народа, общность, которую принято характеризовать понятием "либералы". По возрастному составу это уже не "демшиза" 90-х, это новая генерация либерально-ориентированных людей молодого и среднего возраста.
На выборах депутатов Госдумы РФ либеральные партии совокупно получили 4 процента (3,43% - "Яблоко", 0,6% - "Правое дело"). Электоральный рейтинг внесистемной оппозиции можно определить только по результатам соцопросов, но и здесь он не превышает 1 процента. Для Москвы и Санкт-Петербурга эти значения будут чуть выше, но статистически это не принципиально.
В Москве, по данным ЦИК РФ, зарегистрировано 7 056 093 избирателей. Из них в голосовании участвовала примерно половина, то есть 3,5 млн человек. Людей либеральных взглядов, судя по выборам, у нас порядка 4 процентов, а если добавить к ним сторонников внесистемной оппозиции, игнорировавших голосование - то и 5.
Итого активных сторонников либеральных взглядов в столице не менее 170 тысяч человек. Как мы видим, на Болотную площадь и на Проспект Сахарова вышли даже не все либералы.
3.2.
Требования участников митингов достаточно пространны, они простираются от эмоциональных выкриков "верните наши голоса" до конкретных требований, выраженных в резолюциях. Однако даже последние, при трезвом размышлении, являются нереализуемыми.
Главное среди них - отмена итогов выборов и назначение новых выборов в Государственную думу. Основная масса других - следствия из первого, такие, как отставка Чурова, формирование избиркомом по партийным спискам и т.д.
Отмена выборов по закону не может быть осуществлена органами исполнительной власти. В этой связи такие требования, обращенные к президенту, правительству, просто "власти" как совокупному понятию - лишены всякого смысла. Отмена итогов выборов может произойти только по судебному решению, однако и такая перспектива в сложившейся ситуации маловероятна.
Как мы уже отмечали выше, у всех митингующих есть четкая уверенность, что выборы были сфальсифицированы. Но исчерпывающих доказательств оргкомитеты мероприятий предъявлять не торопятся, в судебные инстанции не обращаются. Более того, судебные обращения не только КПРФ, но и партии "Яблоко" митинговой поддержки не имеют.
Анализ происходящего показывает, что организаторы митингов из рядов внесистемной оппозиции старательно поддерживают у своих сторонников именно ощущение тотальной фальсификации, постепенно направляя возмущение в новое русло - митинг 24 декабря был уже не столько посвящен выборам в Госдуму РФ, сколько президентским выборам марта 2012 года. При этом выступающие откровенно перешли к лозунгам еще "маршей несогласных" 2006 года - "Россия без Путина".
Все это свидетельствует о манипулятивных технологиях, которые организаторы применяют к своим сторонникам.
3.3.
Каким может быть развитие ситуации и какие меры власть может противопоставит митинговой активности? В первую очередь никак нельзя сбрасывать со счетов возможности самостоятельного затихания протеста за время новогодних праздников.
Несомненно, к президентским выборам внесистемная оппозиция вновь постарается мобилизовать своих сторонников, однако запал будет уже не тот. На протяжении нескольких месяцев поддерживать истерию вокруг фальсификаций на выборах 4 декабря, не предъявляя никаких фактических свидетельств и доказательств, не так-то просто.
Разумным с точки зрения оппозиции будет перевод протестов на другие темы, что постепенно осуществляется уже сейчас. Однако это чревато вскрытием манипулятивных технологий.
В любом случае, социальная база протестующих не только в России, но и в Москве не слишком велика. У власти же достаточно самых разных мер противодействия. Для примера приведем одну из реплик в блогах:
"А чего, собственно, эти, на телевидении и во власти, время тянут? Всего-то и надо, что озвучить с телеэкрана цифры среднего дохода граждан, пришедших на митинг на проспект Сахарова. Не про "деньги Госдепа" рассказать ("где я могу получить свою долю?") а просто честно сообщить: на площади были люди со средним ежемесячным доходом в 3 тыс долларов США, а очень многие и с более высоким доходом... Можно даже Божену не показывать - а можно и показать и процитировать. И "всем" станет ясно, что эти люди просто бесятся с жиру. Что, между прочим, полностью соответствует действительности".