В канун Нового года Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроекты, упрощающие регистрацию партий и кандидатов в президенты. Согласно законопроекту "О политических партиях", с 1 января 2013 года политическая партия должна насчитывать не менее 500 членов, тогда как сейчас для регистрации партии необходимы 50 тысяч человек.
Критично настроенные наблюдатели не преминули отметить, что инициативы по реформе политической жизни в стране начали сыпаться будто бы из рога изобилия лишь после того, как по стране прокатились акции протеста недовольных результатами выборов в Госдуму, самыми крупными из которых стали многотысячные митинги оппозиции на Болотной площади 10 декабря и проспекте Сахарова 24 декабря в Москве.
Им, впрочем, возразил спикер Госдумы Сергей Нарышкин. "Некоторые будут говорить, что предложения появились под нажимом Болотной площади. Часть из предложений обсуждалась и ранее", — сказал Нарышкин, до своего избрания спикером Госдумы занимавший пост руководителя администрации Кремля и курировавший, в том числе, вопросы подготовки послания.
Как бы то ни было, но президентская инициатива по либерализации порядка регистрации партии с 50 тысяч до 500 была воспринята многими политиками и даже далекими от политических дрязг людьми с неимоверным воодушевлением. Еще бы, ведь теперь любой желающий, набрав 500 добровольцев хоть во френдленте "Живого Журнала", хоть на улице, сможет называть себя лидером политической партии и участвовать в выборах — как федеральных, так и муниципальных.
Радостно потирая руки, уже сейчас готовятся поменять вывеску предводители сотен существующих в стране общественных движений, кружков по интересам и даже музыкальных фан-клубов. Им всем, как выясняется, просто не терпится заявить о себе в "большой политике".
К примеру, узнав о новшестве, решили создать партию под названием "Май" экс-продюсер группы "Ласковый май" Андрей Разин и солист Юрий Шатунов. "Лидером станет Юрий Шатунов, председателем генерального совета партии буду я. Партия будет создана на базе фан-клубов группы, которые есть во всех городах России. Все члены фан-клубов войдут в партию", — заявил Разин журналистам, отметив, что все члены партии "Май" будут иметь право посещать концерты группы бесплатно. "Мы будем принимать участие пока в региональных выборах после создания партии, в 2017 году — в выборах в Госдуму, в 2018 — в выборах президента", — не без доли иронии заявил Разин одному из новостных агентств.
О своей готовности поучаствовать в партстроительстве заявил лидер интернет-"хомячков", блогер Алексей Навальный. "Я готов бороться за лидерские позиции, в том числе и за президентский пост", — заявил Навальный журналистам, не исключив, что создаст свою партию, "когда Минюст станет регистрировать все партии". Блогер, правда, не уточнил, как, собственно, будет называться его партия — партия "РосПила", "Гринмейла" или "Лозоплетения"…
О возможном создании своей собственной партии заявил и другой, не менее известный "борец с коррупцией" Олег Митволь. Его партия будет создана на базе общественного движения "Зеленая альтернатива", которую политик возглавляет с 2009 года. Как заявил бывший префект Москвы, его партия "сдвинет с политической арены таких гламурных оппозиционеров как Навальный". Документы на регистрацию партии он собирается подавать сразу после принятия властями новых законов о свободной регистрации партий.
Судя по всему, своей собственной партией на базе почившего "Союза правых сил" собираются разжиться бывший лидер подмосковных правых Борис Надеждин на пару с экс-министром финансов Алексеем Кудриным. О создании новой либеральной партии говорит даже ведущая "Дома-2" Ксения Собчак.
Не стоит удивляться, впрочем, и появлению в будущем на политическом поле страны и таких претендующих на законодательную власть новообразований, как, к примеру "Партия поросенка Петра", "Партия геев и лесбиянок", "Партия гастарбайтеров" и так далее…
С принятием президентского законопроекта число политических партий-соискательнец депутатских мандатов на выборах всех уровней будет зашкаливать. Примерно как при "вольнице" в 90-е, когда бедному избирателю можно было несколько раз обернуться бюллетенем для голосования. И не у всех избирателей хватало терпения выбрать своего кандидата из нескольких десятков представителей разных партий, движений и избирательных блоков.
Неужели нас ждет повторение прошлого? Напомним, на парламентских выборах 1999 года принимали участие более 26 партий и движений. В 1995 году за депутатские мандаты спорили и того больше — 43 партии и объединения из официально зарегистрированных двух сотен!
Кто сейчас вспомнит "Российскую консервативную партию предпринимателей", партию "Женщины России" или блок "Духовное наследие"? А куда, скажите, делись участвующиев парламентских выборах "Партия любителей пива", "Блок Джуны" или партия "Дело Петра Первого" Валентина Дикуля?
Буквально все эксперты сходятся во мнении, что если закон об упрощении регистрации партий будет принят, то он приведет к партийному буму. "Нас ожидает бум партийного строительства. Я думаю, наверное, почти в 20 раз увеличиться количество партий", — полагает директор Института политических исследований, председатель национального гражданского совета Сергей Марков.
Главный редактор журнала "Эксперт", директор Института общественного проектирования Валерий Фадеев называет другую цифру, поменьше. "Появится еще 5-7 партий, которые в ближайшее время вряд ли будут иметь шансы оказаться в Государственной Думе, — сказал Фадеев "Правде.Ру". — Ведь партия — это институт, который вызревает снизу. И если у этого института есть потенциал, даже когда эта партия не зарегистрирована, то собрать нужное количество сторонников ей будет нетрудно".
Вместе с тем главред "Эксперта" считает, что подменять настоящий партийный потенциал организации, настоящую энергию людей лицензией (Минюста), которую получат 500 случайно собранных человек, нельзя. "Это политически неверно, — уверен Фадеев. — Ни для повышения дееспособности государства, ни для расширения демократии увеличение количества диванных партий не имеет никакого значения".
Если критерий регистрации партий будет установлен на уровне 500 человек, то нас ожидает появление множества партий, а избирателя — путаница, считает глава Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. "500 человек на всю страну — это, кончено, мало. Это даже смешно как-то выглядит, — заявил Хомяков "Правде.Ру", напомнив, что раньше для регистрации партий надо было набрать 7 тысяч человек.
"Отсечка с повышением планки числа фиксированных членов партии для регистрации, которую предлагает Олег Морозов, я думаю, вполне разумна, — считает политолог. — Об этом говорит и наш опыт: мы так регистрировались. Поэтому, если для регистрации партии будет необходимо несколько тысяч человек, это вполне разумное предложение, оно должно быть нормально принято и думской оппозицией, и обществом".
Напомним, вице-спикер Госдумы предложил внести поправки к президентскому законопроекту об упрощении порядка регистрации политических партий, увеличив с 500 до 4,2 тысячи человек минимальное число членов партии, при котором ее можно регистрировать.
С Хомяковом, в принципе, соглашается Леонид Поляков, заведующий кафедрой общей политологии ГУ-ВШЭ. "Очевидно, что партийная организация в субъекте федерации, если она будет состоять из 100 человек, это уже будет свидетельствовать о некой серьезности намерений, о том, что есть действительно люди, которые разделяют определенные ценности, идеалы и цели данной партийной организации, потому что 500 человек — это замечательно, но тогда открывается возможность создавать партию просто так", — сказал политолог, отметив, что скорее всего, парламентарии будут искать компромиссные варианты: не 500 человек, как предложил Медведев, а, например, 2 тысячи.
"Думаю, в ближайшее время мы еще услышим много разных цифр, — отмечает в этой связи президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов. — Конечно, законопроект внесен, но я уверен, что у представителей различных политических партий будет свое представление о том, какая должна быть численность для регистрации политических партий".
По словам политолога, представленные в парламенте партии не заинтересованы в том, чтобы многократно множить их количество, а значит и политических конкурентов. "Поэтому я не исключаю, что какие-то цифры могут быть предложены КПРФ, ЛДПР и "Справедливой Россией", которые могут отличаться от цифр, предложенных президентом или озвученных Морозовым", — поясняет Никонов.
Вместе с тем политолог соглашается с тем, что по мере обсуждения внесенного президентом законопроекта появятся качественные критерии для регистрации партий. "Как известно, ни в одной демократической стране нельзя зарегистрировать фашистскую партию или нацистскую, нельзя зарегистрировать, скажем, Аль-Каиду", — отмечает Никонов.
В заключение хотелось бы отметить, что развитие политической системы государства — это, безусловно, залог ее здоровья, ее функциональности. С этим вряд ли поспоришь. Как в общем-то и с запросом общества на перманентное обновление политических институтов — правил регистрации партий и их участия в выборах. Другой вопрос — не приведут ли эти изменения к повторению уже пройденного.
Главное, чтобы не получилось как в том анекдоте:
— Чем вы сейчас заняты? — Создаем партию нового типа… - И на какой стадии этот процесс? — Ищем того самого типа!