В западно-европейских средневековых легендах под Граалем (латынь: Gradalis, старофранцузский: Graal), или Святым Граалем (Sangreal, Sankreal) понимали таинственный сосуд, ради приближения к которому и приобщению к его благам рыцари совершали подвиги. Обычно считалось, что это чаша с кровью Иисуса Христа, собранной Иосифом Аримафейским, который снял с креста тело распятого Спасителя. Часто предполагалось, что эта чаша первоначально служила Христу и апостолам во время Тайной вечери. Иначе говоря, была потиром (чашей для причащения) первой литургии.
По другим, более редким версиям, Грааль - серебряное блюдо, иногда с окровавленной головой. По валлийским преданиям, связанный не только с христианским образом Иоанна крестителя, но и с магической ролью отрубленной головы в кельтской мифологии. Зарытая в Лондоне голова героя Брана предохраняла остров от бедствий и нашествий. И ещё два артефакта, связанных с Граалем: чудодейственное копьё (копьё Судьбы), пронзившее тело распятого Христа и заветный меч царя Давида, предназначенный рыцарю-девственнику.
Немецкий писатель, ученый-медиевист и ариософ Отто Вильгельм Ран (Otto Wilhelm Rahn) досконально знавший "Парцифаль" Вольфрама фон Эшенбаха, обратил внимание на удивительное сходство фигурировавших в нём названий с названиями реальных географических мест в Южной Франции. Видимо, тогда в голове Рана зародилась мысль, что замок Грааля в поэме немецкого миннезингера (Рихард Вагнер назвал его Монсальват) является на самом деле катарской крепостью Монсегюр. В глубине грота Ран обнаружил залы, стены которых были покрыты символами тамплиеров по соседству с эмблемами катаров. Эта находка подтверждала утверждение мистиков о связи тамплиеров и альбигойцев. Один из рисунков представлял собой изображение копья - возможно, это был намек на Копьё Судьбы.
Первым выражение «святой Грааль» употребил сэр Томас Мэлори, автор книги «Смерть Артура», написанной в 15-м веке. По его мнению Sangreal - это кровь Христова. Однако авторитетный исследователь в области английской этимологии Уолтер Скит (1835-1912) полагал, что превращение San Greal (святое блюдо) в Sang Real (королевскую кровь) «плодом ранней фальсификации». На средневековой латыни слово мужского рода gradail или gradae (среднего рода) означает «ваза», «кубок» или «чаша». Существует предположение, что Грааль имеется не в единственном числе. В рыцарских преданиях Грааль или Граали всегда хранятся у представителей рода Персифалей, прямых потомков Иосифа Аримафейского.
Высказывались соображения, что различные описания Грааля были сделаны намеренно, с целью запутать следы и отвести от истинного Грааля непосвящённых. Или: Грааль каким-то непостижимым образом связан с изменённым состоянием сознания, в которое входит во время транса шаман. Первый уровень Грааля имеет физическую природу и практическое применение. Он - эликсир жизни. Второй уровень - мифологический, содержащий в себе ключи к триаде Грааля. Третий трансцендентальный уровень - философский камень. «Семя» всего мироздания.
Кстати, распространённые на Западе легенды и предания о Граале были привнесены туда арийцами и скифами. Безусловно, эти поверья были даны не в уже готовом виде, а содержали лишь намётки будущих историй о короле Артуре и Граале. Впервые о Граале (описанном как одно из многих блюдо - un graal) записано в незавершённом романе Кретьена де Труа «Персеваль, или Повесть о Граале». После многократных попыток разных авторов закончить сей нескончаемый труд, гигантскую эпопею по своему завершил Вольфрам фон Эшенбах. У этого немецкого поэта 13 века Грааль не таинственное блюдо, а камень Lapist exillis, что-то вроде философского камня алхимиков.
Как говорил апостол Павел: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Нужно верить в Грааль, чтобы его отыскать. От недостойных он ускользает, но и достойным может являться в различных образах. Вплоть до наших дней тайна Грааля не разгадана.