Туринская плащаница, по-латыни Sindon Taurinensis, представляет собой льняное полотно светло-жёлтого цвета, весом 2, 45 кг, длиной 4,36 метра и шириной 1,1 метра, в которое Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти. Лён для материи с Ближнего Востока или Средиземноморья. Материя соткана зигзагом: одна поперечная нить переплетает три нити сверху, потом снизу. Таким способом ткали в Передней Азии в первые века нашей эры. С левой стороны по всей длине ткани пришита полоса шириной около 8 см. В настоящее время христианская реликвия, называемая «Пятое Евангелие» и «Безмолвное свидетельство», хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в городе Турин.
©Fotodom.ru/REX
Скептики - даже из числа «верующих» - иногда доходили до смешного и утверждали, что плащаница является мистификацией Леонардо да Винчи и городили другую чушь. Христиане изустно передавали историю, что полотно тайно переправили в Эдессу к царю Авгарю. Чтобы уберечь святыню, её поместили в тайник городской стены, и обрели спустя 500 лет. Образ из Эдессы известен как Спас Нерукотворный, или Мандилион (по-гречески «плат»). Отвоёванную у мусульман реликвию византийцы в 944 г. перевезли в Константинополь и поместили в часовне Богородицы Фарос. В 1204 г. во время IV печально знаменитого Крестового похода, разграбившие Царь-град крестоносцы привезли плащаницу в Европу.
©Fotodom.ru/REX
На протяжении более чем столетия плащаницей владели тамплиеры. В 1357 г. реликвия была выставлена на всеобщее обозрение во Франции графом Жеффруа де Шарни (Geoffroi de Charny; ок. 1300 - 19 сентября 1356). После страшного пожара 1532 г. в храме французского города Шамбери, отчасти повредившего святыню, её перевезли во владение будущей правящей династии в Италии, герцогов Савойских. В 1578 г. плащаница оказалась в туринском Соборе Иоанна Крестителя. На ткани нет следов красителей, мазков кистью, характерных особенностей какого-либо художника или стиля
©Fotodom.ru/REX
Пока учёные не могут ни подтвердить, ни опровергнуть подлинность Туринской плащаницы. Однако глупейших обвинений в том, что это подделка стало заметно меньше и число скептиков значительно поубавилось. Необъяснимых странностей в этой реликвии множество. Так, на этой ткани отсутствуют следы гниения или разложения, которые обычно присутствуют на погребальных саванах без изображений. Иоанн Богослов упоминает, что после прободения копьём «тотчас истекла кровь и вода» (Иоанн 19, 34). Это уникальный случай, не понятный никому из евангелистов, но известный патологоанатомам.
©Fotodom.ru/REX
Туринскую плащаницу независимо друг от друга изучали искусствоведы и физики. Если первые сказали, что изображение на реликвии не соответствует духу Средневековья и не является нарисованным изображением, то другие подвергли святыню радиоуглеродному анализу, показавших, что плащаница с вероятностью 95% соткана в период с 1260 по 1390 годы. Впоследствии выяснилось, что датировка произведена некорректно и результат получился ошибочный из-за целого ряда факторов, например, по причине упоминавшегося нами пожара 1532 г.
©Fotodom.ru/REX
По мнению специалиста по физической химии в составе Исследовательского проекта по изучению Туринской плащаницы Рэя Роджерса, загадочное «изображение на ткани образовалось из-за выброса лучистой энергии, если хотите, можете назвать это светом». Лучше всего изображение видно с расстояния двух-трёх метров, но на таком расстоянии ни один художник не может рисовать. У изображения нет контуров , сначала на ткань падала кровь, а потом на ней формировался образ, причём в горизонтальной проекции, а не вертикальной, что характерно для портретной живописи.
©Fotodom.ru/REX
С точки зрения физики, характер изображений указывает на наличие радиационного ожога, который был вызван скорее светом, чем теплом, при этом увеличилась концентрация радиоактивных изотопов и ткань «помолодела» по сравнению со своим настоящим возрастом. Возникла гипотеза, что в момент Воскресения Христа произошёл какой-то беспрецедентный феномен. Возможно, появилась краткая вспышка света, исходившая из тела Христа и оставившая его Лик на плащанице.
©Fotodom.ru/REX