Для нескольких поколений американцев и европейцев шведская королева Кристина прочно ассоциировалась с голливудской актрисой - шведкой по национальности Гретой Гарбо. Красавица-кинодива в роли Кристины блистала в историческом фильме "Королева Кристина" (Queen Christina), который в 1933 году поставил ученик Евгения Вахтангова - Рубен Мамулян. Но так же, как позже другая актриса Элизабет Тейлор, подарившая свою роскошную внешность Клеопатре, Гарбо "усовершенствовала" облик своей героини. Королева Швеции Кристина (Kristina av Sverige) даже на льстивых парадных портретах выглядит безнадежно мужеподобно.
"Я родилась в сорочке, и только лицо, руки и ноги были голыми, - написала Кристина в автобиографии. - Мое тело покрывали волосы, и у меня был грубый, сильный голос. Поэтому повивальные бабки, принимавшие роды, подумали, что я была мальчиком. Их радостные голоса заполнили залы дворца и на какое-то время даже ввели в заблуждение самого короля". По утверждениям очевидцев акта рождения, когда король Густав II Адольф, взял кричавшую басом новорожденную и выяснил, что родилась девочка, то пророчески произнес: "Она вырастет хитрой, ибо всех нас обманула".
Истории любви: Королева и кардинал
В чем создатели голливудской картины действительно не погрешили против исторической правды, так это в показе однополой любви. Природа сыграла с Кристиной злую шутку, с рождения наградив дитя телосложением и образом поведения мужчин из королевского рода Васа - Кристина просто обязана была родиться мальчиком. По мнению современного шведского писателя Свена Стольпе (Sven Stolpe), Кристина была, говоря языком медицинских терминов, псевдогермафродитом, то есть ложным гермафродитом или мужеподобной женщиной.
На протяжении жизни у королевы Кристины были романы с представителями как мужского (Карл Густав, Магнус Габриэль Делагарди), так и женского пола (Эбба Спарре). После смерти матери Кристина унаследовала престол, но спустя время добровольно уступила его своему двоюродному брату Карлу-Густаву Пфальцскому и покинула Швецию. В декабре 1655 года она торжественно въезжает в Рим, где поселяется в своей резиденции, дворце Фарнезе - Palazzo Farnese. В ее окружении сразу же появляются красивые мужчины и женщины - похоже, что в пику покойной матери. С детства Кристина ненавидела карликов и уродцев, которых обожала ее мать, заставлявшая умную девочку играть с ними. А они напоминали ей ее собственную некрасивую внешность.
Королева Кристина эпатировала римскую публику своей чересчур раскованной манерой поведения. В то время в числе ее увлечений называют племянницу Мазарини Марию Манчини, в которую был влюблен король Людовик XIV. Правда, до интимных отношений между двумя дамами не доходило, и чувства Кристины оставались чисто платонической. Зато ее "бойфрендом" становится красавчик-кардинал Децио Аззолино (Decio Azzolino). Умный и проницательный дипломат, Аззолино занимал ключевые должности в дипломатической и разведывательной службе Ватикана. Он сумел стать фаворитом папы Иннокентия X и даже подружиться с его честолюбивой и жадной свояченицей Олимпией Майдальчини. Ходили слухи об их интимной близости. В 1654 г. он стал кардиналом.
Постепенно кардинала начинают тяготить излияния его сиятельной подруги, и он настоятельно просит ее не писать ему более о своих чувствах. Кристина не отвечает на целый ряд его посланий, "ибо я не могу изменить мои чувства, ни говорить о них Вам, не раня Вас". Аззолино предлагает ей отвлечься от своих мыслей и начать сочинять автобиографию. Кристина вняла совету своего любимого и приступила к ее написанию. Их дружба и переписка (от римского периода до нас дошли записки, которыми они продолжали обмениваться, несмотря на то, что виделись почти каждый день) длилась несколько десятилетий. Как написал один немецкий историк, "могло случиться, что кардинал в это время чувства платонической любви превратил в чувства настоящей дружбы". Постепенно Кристина успокоилась. Сначала она утешалась искусством и политикой, позднее - религией. Королева протестантской Швеции приняла католичество под именем Мария Александра.
Кристина была умнее и образованнее современных феминисток, но она оказывается их предшественницей по отношению к браку. Стареющая королева спрашивала у всех посещавших ее мужчин, женат ли он. В случае положительного ответа, она делала какое-нибудь язвительное замечание. Не стеснялась присутствия мужчин, она могла задрать до бедер юбку или платье, чтобы согреться у пылающего камина. Некоторые современники утверждали, что королева выглядит неряшливо и соблюдает правила гигиены. Королева отреклась от шведского престола, приняла католичество и поселилась в Риме, где и скончалась. Собор Святого Петра стал усыпальницей трех женщин: маркграфини тосканской Матильды Каносской, внучки польского короля Марии Клементины Собеской и бывшей королевы Кристины Шведской.