Самым почитаемым мудрецом Античности считают Сократа. Но этот древнегреческий любитель мудрости принципиально ничего не писал. За него письменную работу проделал Платон. Он и его ученик Аристотель - самые значимые философы древности. Более того, средневековые европейские схоласты постоянно обращались к авторитету Аристотеля, подобно тому, как столетия спустя по отношению к классикам «диалектического материализма» аналогичное проделывали преподаватели марксизма-ленинизма в СССР. Порой любят противопоставлять Аристотеля его учителю Платону, хотя доказательств личной вражды между ними ровно столько, сколько и противоположных утверждений.
Довольно часто цитируемую фразу о том, что Платон ему друг, но истина дороже, философ Аристотель не произносил, но не соглашался с существованием самостоятельного мира идей (платоновского эйдоса), утверждая, что между идеями и вещами нет ни физической, ни логической связи. Будь такая связь между единичным (вещью) и общим (идеей), она представляла бы собой бесконечное множество всё более и более общих идей: между идеей человека и реальным человеком Сократом должны существовать идеи лысого, грека, мужчины и прочее.
Аристотель (на примере скульптора, ваяющего в мраморе) рассматривал 4 вида причины: 1). Действующие производят изменения. В данном случае - скульптор. 2). Материальные - вещество для изменений. Тут - мрамор. 3). Формальные - характерные формы или свойства. Тут - форма статуи. 4). Целевые (конечные) - намерения и цели. Намерение создать произведение искусства и/или заработать. Современному пониманию причины соответствует аристотелево действующее. Два из трёх остальных его смыслов «причины» устарели. Нынче мрамор и форма статуи не являются «причиной». Целевая причина не рассматривается как таковая в прикладных (физика, химия, астрономия и т.д.) науках. Исключение - в науках о живых организмах (биология, зоология, генетика и проч.). например, цель сердца - перекачивать кровь. Цель боли - предупреждение об опасности. Функция антител - борьба с болезнью.
Аристотель по приглашению македонского царя Филиппа стал учителем его сына Александра. Обоим философ писал моралистические письма. Вот отрывок из его послания Александру Великому: «Старайся превратить свою власть не в высокомерие, а в добрые дела сообразнодобродетели, выше которой ничего в жизни не может быть. Человек, смертный по природе, после неизбежной смерти может благодаря величию своих дел стяжать бессмертную память. Помни одно: ты воспитан не неразумно, как некоторые, получившие нелепые убеждения; у тебя и знатный род, и унаследованное царство, и надежное образование, и повсеместная слава. Твори полезное, довершая задуманное».
Когда мы говорим об Аристотеле, как о нашем современнике, это не означает, что всё написанное им актуально. Его философия государства намного превосходит словоблудие нынешних господ из ЕС и США. Семья строилась на двух основных взаимоотношениях - мужчины и женщины, господина и раба, позднее семьи объединились и появилось государство, которое по своей природе выше и семьи, и индивида. Основатель государства, по Аристотелю, был величайшим из мужей и благодетелем человечества, ибо без закона человек - худшее из животных, а закон своим существованием обязан государству.
Весьма современны размышления Аристотеля о приобретении богатства. Нажитое торговлей справедливо ненавидят, поскольку оно противоестественно. Такой род наживы, как ростовщичество, оказывается «по преимуществу противным природе». Аристотель приводит любопытный пример, чтобы опровергнуть распространенное мнение, будто бы философы не могут наживать деньги. Когда окружающие стали насмехаться над бедностью Фалеса из Милета, этот философ и математик скупил все прессы для выжимки оливкового масла и благодаря монополии начал назначать цену за пользование ими.
Не менее актуально звучат слова Аристотеля о мальчиках, которых не следует тренировать для Олимпийских игр, поскольку они этим портят свое здоровье. В доказательство философ приводит пример, что побеждавшие в мальчишеском возрасте редко бывали победителями, становясь мужчинами. Целью воспитания является добродетель, а не польза. Детей следует учить рисованию, чтобы они понимали красоту человеческого тела и научились ценить те рисунки и скульптуры, которые выражают моральные идеи. Детей нужно обучать пению и игре на музыкальных инструментах, чтобы они могли наслаждаться музыкой, но не для того, чтобы они стали исполнителями, поскольку ни один свободный человек не будет играть или петь, если только он не пьян.