Почти во всем западном мире, судя по результатам исследований, инициаторами разводов в большинстве случаев являются супруги. Недовольство своей супружеской жизнью высказывают, как правило, в христианских странах. Во-первых, нет ничего более постоянного, нежели временное. На протяжении столетий, а позже уже и десятилетий, жизнь вносила свои коррективы в язык и обычаи. Поэтому разговор о прошлом нужно вести с поправкой - это происходило в определённый, конкретный промежуток времени, а потом изменилось. Считается, что в странах, близких к мусульманскому миру, по отношению к женщинам бытовало больше строгостей: наши незамужние девушки «томились» в теремах, а горячих испанок сопровождали жуткие дуэньи. Крупица истины в этом есть, но лишь крупица.
У нас женили рано, чтобы «не забаловали». Прототипам итальянских Ромео и Джульетты тоже было от 12 до 13 лет. Как и набоковской Лолите, а вот сыграть эту героиню в подростковом возрасте ханжи на Западе запрещают. Обычно жених и невеста не знали друг друга до брака. Брак заключали родители или родственники. Однозначного решения тут нет. С одной стороны, брак заключался не по любви, а по принципу «стерпится - слюбится». Хотя браки не страсти, а по зрелому размышлению зачастую бывают намного крепче.
Сидя рядом с суженой, жених не видел лица невесты - на ней было плотное покрывало, нынче его заменила прозрачная вуаль. После венчания снова устраивали застолье, а лицо невесты было уже открыто. Вместо девичьего венца на голову надевали повойник - типичный убор замужней женщины. Невеста должна была плакать, а женщины и девицы петь печальные песни. Перед тем как увести жену домой, муж ударял её по спине плетью, полученной им от тестя. Это символизировало переход молодой женщины от одного "хозяина" к другому.
Свадебные торжества продолжались (в зависимости от состоятельности семей и местных обычаев) от нескольких дней до месяца. Если у нас говорят о «медовом месяце», то прижимистые немцы толкуют всего-то о неделе - Flitterwochen.
К примеру, один старинный обычай, дошедший со времён язычества. Если жене удавалось снять первым тот сапог, в котором была запрятана монета, значит ей улыбнулось счастье. В противном случае, ей придется угождать мужу. Когда молодые возлежали в сеннике, а гости пировали в комнате, около сенника ходил с обнаженным оружием ясельничий. Через некоторое время он справлялся о здоровье жениха, если тот отвечал, что в хорошем здравии, это означало, что доброе дело свершилось, ясельничий говорил это гостям и те шли кормить молодых.
Вплоть до 17-го века семейные отношения регулировались на основе свода правил "Домостроя". Развитие семейного права пришлось на эпоху реформ Петра Великого. Один из первых указов провозглашал принцип добровольности вступления в брак. В 1714 году Пётр I пробует ввести образовательный ценз для дворян вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии. В 1722 году появился Устав, запрещавший женить "дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся". С этого года во всех приходах священники обязуются регистрировать акты гражданского состояния.
«Бабьи бунты» - это не русское изобретение. Достаточно вспомнить «марши пустых кастрюль» в европейских странах. Тут самое поразительное другое: протесты женщин часто оказывались более успешными, чем мужские, и заканчивались меньшими бедами для бунтующих, поскольку властям было неловко признаваться в том, что они не смогли утихомирить разгневанных баб.
Хотя на сегодняшний день сельские жители России составляют чуть больше четверти от общего числа населения, по своей ментальности Россия по-прежнему остаётся в значительной степени крестьянской страной. Поскольку урбанизация произошла сравнительно недавно, многие современные российские горожане выросли в деревне и поддерживают постоянную связь со своими деревенскими родственниками, часто проводя лето в родовых домах у бабушек, которым они помогают по хозяйству. Следовательно, наши брачные нравы несколько более патриархальны, чем у «продвинутых» европейцев. Кстати, их женихи не переводятся на наших просторах в поисках русских красавиц.