Ровно 100 лет назад, когда наша страна была еще больше, чем нынче, в ней произошел Октябрьский переворот. Когда это событие аукнулось на всю планету. Путч назвали Великой Октябрьской революцией. Переворотом это событие называл один из её творцов - Лев Троцкий (Лейба Бронштейн), который примкнул к большевикам всего двумя месяцами раньше, но руководил партией в отсутствие скрывавшегося от полиции Ленина. Маскируя истинные намерения захватить власть в воюющей стране лозунгом передачи власти Советам, Троцкий и его помощники осуществили государственный переворот.
Накануне переворота «в Россию поплыли сотни евреев из Соединённых штатов - давних ли эмигрантов, или бежавших от воинской повинности, - их теперь именовали «революционные борцы» и «жертвы царизма», и по распоряжению Керенского русское посольство в Штатах без затруднений выдавало русские паспорта каждому проходящему, представившему двух подтверждающих свидетелей с улицы. В особом положении была активная группа вокруг Троицкого, сперва задержанная в Канаде по основательному подозрению о связях с Германией. Но Троцкий ехал не с хлипким русским паспортом, а с крепким американским, необъяснимо выданным ему при кратком сроке пребывания в Штатах, - да ещё с крупным денежным пособием, источники которого остались не выяснены следствием», - писал А.И. Солженицын.
Революция произошла не из-за обиженных национальных меньшинств Российской империи и даже не из-за наличия в ней «бесов» - революционного элемента. Кстати, не обошлось и без роковых случайностей. Так на руку большевикам сыграл так называемый «Корниловский мятеж». Редкие державы сумели избежать революции при переходе от традиционного аграрного общества к индустриальному урбанизированному. Правящей элите нашей страны не удалось успешно преодолеть этот, к тому же усугубленный войной, политический кризис. Вместе с Романовыми, трона и короны лишились династии Габсбургов и Гогенцоллернов, а также османские султаны. Большевики оказались вынужденным злом, сумевшим модернизировать страну. В этом заключался вызов времени!
В ночь на 25 октября 1917 года Военно-революционный комитет поставил крейсеру «Аврора» задачу «восстановить движение по Николаевскому мосту», разведённому накануне юнкерами. Командир корабля отказался на это пойти по причине неисследованности фарватера. Только угрозы и уговоры команды, а также опасения, что матросы посадят корабль на мель, заставили командира подчиниться. Увидев «Аврору», юнкера оставили мост, а высадившиеся на берег корабельные электрики свели его, выполнив поставленную задачу. Начальник полевого штаба восставших В. А. Антонов-Овсеенко отдал приказ, что по сигнальному выстрелу Петропавловской крепости «Аврора» даст пару холостых выстрелов из шестидюймовки. Одновременно с крейсера на берег сошли три группы революционных моряков. По радио с «Авроры» было передано написанное В. И. Лениным воззвание «К гражданам России!»
Фото: TopFoto
Одним из ключевых событий советской историографии о ходе Октябрьской революции было взятие большевиками в ночь с 25 на 26 октября 1917 года резиденции Временного правительства, располагавшейся в Зимнем дворце в Петрограде. 7 ноября 1920 года в честь трёхлетней годовщины революции и низложения Временного правительства была организована массовая постановка «Взятие Зимнего дворца». Штурм Зимнего дворца показан во многих советских фильмах. Первые экранизации были осуществлены в 1927-м году: «Октябрь» режиссера Сергея Эйзенштейна и «Конец Санкт-Петербурга» Всеволода Пудовкина.
Фото: TopFoto
Мы часто вспоминаем пророческие слова Отто фон Бисмарка о том, что «нужно взять страну, которую не жалко и сделать в ней революцию», а также с удовольствием цитируем: «Революции задумывают романтики, осуществляют фанатики, а их результатами пользуются подонки». При этом частенько сами революции внешне больше смахивают на государственный переворот и обходятся малой кровью. Главная беда заключается в том, как верно подметил Николай Бердяев: «Peвoлюция oтpицaeт нe тoлькo личнocть, нo тaкжe и cвязь c пpoшлым, c oтцaми, oнa иcпoвeдyeт peлигию yбийcтвa, a нe Вocкpeceния».
Фото: TopFoto
«Революции происходят не тогда, когда народу тяжело. Тогда он молится. А когда он переходит «в облегчение»... В «облегчении» он преобразуется из человека в свинью, и тогда он «бьёт посуду», «гадит хлев», «зажигает дом». Это революция». Гениальная догадка русского философа и писателя Василия Розанова.
Фото: Bridgeman
О том, что «всякий революционер кончает как палач или как еретик» или, что «дeмoкpaтия никoгдa нe тopжecтвoвaлa в peвoлюцияx», мы знаем соответственно от Альбера Камю и Николая Бердяева. Но мало кто помнит вещее предзнаменование великого Гёте: «Для того, чтобы совершить переворот нужны, как известно, две вещи: во-первых, иметь хорошую голову, и во-вторых получить большое наследство». Откуда у большевиков были деньги на революцию: кто и когда их им давал? Вопрос, который до сих пор взыскует ответа...
Фото:TopFoto
В царящей тогда атмосфере никто не проводил никаких опросов общественного мнения - даже в столице. Однако историки считают, что население в Москве, где, в отличие от Питера, было массовое недовольство приходом к власти большевиков, мало кто сожалел о министрах Временного правительства. Как ни плоха была царская власть, власть министров-капиталистов оказалась гораздо хуже. Каковой окажется власть ленинцев покажет будущее. На 70 лет их потомки застолбили за собой торную дорогу прогресса: выдюжили в Гражданской войне, пережили репрессии, победили в самой страшной войне, первыми покорили космос и сделали много чего дурного и прекрасного. Сегодня столетие революции.
Фото:TopFoto