Истребительная авиация всегда считалась венцом самолетостроения и человеческой инженерной мысли в принципе. Холодную войну страны закончили, имея на вооружении такие аппараты как Су-27 и F-15, но после развала СССР американцам было необходимо утвердиться в роли мирового гегемона, поэтому разработки нового оружия не прекратились. На очереди было первое в мире "изделие пятого поколения".
©Fotodom.ru/REX
Речь идет о продукте программы Advanced Tactical Fighter, стартовавшей в Соединенных Штатах в 1981 году. В рамках ее работы было необходимо создать проект истребителя, который впервые соединит в себе 3 главных достижения истребительной авиации - сверхманевренность, сверхмалую заметность и сверхзвуковой полет.
©Fotodom.ru/REX
В июле 1986 года было объявлено о начале конкурса на проект истребителя пятого поколения. В октябре уже были заявлены три конструкторские команды — союз Lockheed, Boeing и General Dynamics и Northrop, McDonnell и Douglas, которым на работу были выделены 50 месяцев. К 1990 году каждая команда построила по два прототипа самолётов, и после недолгих испытаний 23 апреля 1991 года ВВС США объявили группу компаний Lockheed/Boeing/General Dynamics победителем в конкурсе на истребитель пятого поколения.
©Fotodom.ru/REX
7 сентября 1997 года в воздух поднялась первая предсерийная машина, на которой необходимо было испытать введенные в конструкцию новшества. Серийный F-22 оснащался более мощными двигателями с управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги, а также -
с измененным планером самолёта: новая форма крыла, рулей высоты, носового обтекателя, и смешенная вперед кабина пилота.
©Fotodom.ru/REX
После продолжительных и успешных испытаний в 2001 году стартовало серийное производство. 14 января 2003 года на военную базу «Неллис» в Неваде поступил первый F-22, а к 2004 году был построен в общей сложности 51 самолёт. Лишь к 2006 году новейшими истребителями смогли полностью оснастить первую эскадрилью, ей стала 27-я тактическая эскадрилья, базирующаяся на авиабазе "Ленгли".
©Fotodom.ru/REX
В 2006 году Пентагон планировал закупить 384 самолёта для оснащения семи эскадрилий, постоянно находящихся на боевом дежурстве, но к 2008 году план закупки сократился до 188 самолётов, из которых 127 уже были построены и отправлены в войска. Отказ от закупок этой уникальной машины легко объясняется экономическим кризисом и невероятно высокой стоимостью каждого экземпляра.
©Fotodom.ru/REX
В 2009 году президенту Обаме было направлено письмо от одного из комитетов Конгресса, в котором предлагалось увеличить количество закупаемых F-22 из-за распространения по миру систем ЗРК С-300, которые были смертельны для любого самолета, кроме истребителя пятого поколения. Однако всего через год Сенат США сам урезал финансирование производства этого самолета на 1,75 миллиарда долларов.
©Fotodom.ru/REX
Производство так и не побывавшего за 20 лет ни в одном бою суперсовременного "оружия сдерживания" было окончено в 2011 году, когда сборочный ангар корпорации Lockheed Martin покинул последний серийный истребитель пятого поколения F-22. 187 выпущенных самолетов не были плохими, они оказались слишком дорогими и не универсальными, поэтому выбор был сделан в пользу нового проекта "изделия пятого поколения" - F-35.
©Fotodom.ru/REX