Первым боевым вертолетом ВВС США был АН-1 «Кобра». Многие военные скептически относились к этому проекту, однако опыт войны во Вьетнаме показал, что идея вполне состоятельна. Тем не менее, «Кобра» уже устаревала, а наследника не было видно даже на горизонте. Многочисленные дорогостоящие проекты компаний «Белл» и «Сикорский» не удовлетворяли запросам военного командования и закрывались один за другим. Только в 1972 году Пентагон анонсировал программу Advanced Attack Helicopter, целью которой было создание штурмового вертолета, способного в любую погоду уничтожать танки и живую силу противника. В декабре 1976 года было объявлено о победе проекта фирмы «Хьюз», которому присвоили кодовое название "Апач".
©Fotodom.ru/REX
Для массового выпуска АН-64 в Аризоне был в срочном порядке построен огромный отдельный завод. 13 сентября 1983 года была испытана первая серийная машина, а вскоре «Апачи» стали поступать в войска по 18 вертолётов на эскадрилью. С 1986 по 1994 года продолжалось серийное производство боевых аппаратов исключительно для ВВС США. Правительству это стоило невероятных денег, если учесть, что средняя стоимость одного вертолёта той модификации составляет 14,5 миллиона долларов.
©Fotodom.ru/REX
Первым серьёзным испытанием для вертолета стала операция «Буря в пустыне» в 1991 году. 17 января именно эскадрилья «Апачей» напала на Багдадскую РЛС, представлявшую угрозу для коалиционных ВВС, и успешно ее уничтожила. А 24 февраля, с началом наступления войск коалиции, штурмовые силы ВВС приступили к выполнению своих непосредственных задач. «Апачи» уничтожили около 500 иракских танков и множество другой бронетехники. Однажды за один вылет экипаж вертолета смог уничтожить сразу восемь Т-72. За всю операцию было сбито всего 3 АН-64.
©Fotodom.ru/REX
В 1999 году, американцы решили применить свое любимое непревзойденное оружие – «Апачи» в югославской кампании. По задумке командования, они должны были поддерживать наступление из Албании на Косово. Тем не менее, AH-64 так и не приняли участия в боевых действиях. По сведениям многих неофициальных источников, 26 апреля после атаки сербской авиации на авиабазу Ринас, более десяти «Апачей» были выведены из строя, однако сам факт проведения этой операции не был подтвержден ни одной из сторон конфликта.
©Fotodom.ru/REX
AH-64 активно применялись с первого дня вторжения в Ирак в 2003 году. Американское командование все так же верило в уникальность своих штурмовых вертолетов, особенно поле модернизации их до модификации 64D. Однако, при столкновении с заранее не уничтоженной системой ПВО противника, хваленое оружие оказалось не настолько всемогущим, как казалось раньше. 30 из 33 поднятых в воздух для атаки «Апачей» были серьезно повреждены, и, несмотря на то, что сбит был лишь один вертолет, пригодными для полетов осталось всего семь. Тем не менее, эти потери AH-64 связаны с непрофессионализмом экипажей и командования, а ракеты работали прекрасно – только за тот первый несчастливый рейд было уничтожено 12 танков противника.
©Fotodom.ru/REX
После поражения армии Саддама Хусейна, в Ираке началась партизанская война. Вместе с этим, оккупационные силы начали терять все больше техники, в том числе и «Апачей». Вертолёт оказался неспособным осуществить резкий противозенитный манёвр и уклониться от стрельбы из засады. Особую роль сыграло распространение у повстанцев и террористов ПЗРК, от которых легкая броня летательного аппарата спасти просто не может. Особенно легендарными стали потери по глупости: повстанцы тщательно изучали общедоступные фотографии, определяли по ним места дислокации ВВС противника и обстреливали их из минометов. За четыре года войны иракцы уничтожили как минимум 37 вертолётов AH-64.
©Fotodom.ru/REX
Тем не менее, «Апач» все так же совершенствуется и используется в войсках почти всех стран НАТО. Практически все потери связаны с халатностью экипажей и их командования, а сам АН-64 в этом не виноват. Это действительно – отличный боевой вертолет, ставший для военных всего мира образцом штурмового летательного аппарата, а аббревиатура «Апач» стала именем нарицательным.
©Fotodom.ru/REX