Туристы порой приносят не деньги, а убытки. И не только моральные... В часах двух езды от Гуйлиня - шумного и грязного городка в провинции Гуанси - есть колоритное местечко Яншо. Тут многие найдут себе занятие по душе: покататься на велике по благолепным окрестностям, спуститься по речке на плоту, посидеть в кафешке, прикупить безделушек, полазать по разным пещерам. Кажется, Яншо может вдрызг растоптать мощная поступь массового туризма.
492 грота Могао - один из трех старейших буддистских монастырей в Китае. В 366 году некий буддистский монах лицезрел в этих местах явление тысячи будд и убедил торговца-толстосума дать деньги на храм. Поскольку гроты находятся в пустыне Гоби, не всякий зевака стремится сюда добраться, тем более что в гротах категорически запрещено снимать. Яркая фотовспышка может повредить уникальным фрескам. С развитием путей сообщения количество туристов возрастет до пугающих размеров.
Средневековый индуистский храм в Камбодже Ангкор-Ват - одно из крупнейших в мире религиозных сооружений. В качестве буддийского храма он просуществовал всего три столетия. В скором времени от него могут вообще остаться рожки да ножки.
Группа вулканических островов в Эгейском море, в архипелаге Киклады, Тира или Санторин (чаще говорят Санторини) пользуются настолько бешеной популярностью у туристов, что власти вынуждены были ограничить их число. Но и восемь тысяч посетителей в день - цифра не маленькая, учитывая, что местных жителей на острове не более 15 тысяч.
Заброшенный город в 50 километрах к северо-востоку от Мехико носит гордое имя Теотиуакан. По мнению некогда живших здесь ацтеков, это «место, где родились боги», или «город богов». Отныне здесь место, где не переводятся американские торгаши компании Walmart. Они открыли свое заведение прямо в центре священного города. По словам Спасителя, «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». Но Князь мира сего устроил так, что ушлые пройдохи янки вошли в «город богов» ацтеков.
Чинке-Терре (Cinque Terre - «Пять земель») - это национальный парк Италии, включающий рукотворные террасы и пять небольших поселений на побережье Генуэзского залива. Нет, вроде парку апокалипсис пока не угрожает. Дело в другом. Потоки туристов развращают местное население, отвлекая жителей от занятий традиционными промыслами. Скоро перестанут выходить в море рыбацкие лодчонки и выходить в поле крестьяне, чтобы собрать урожай винограда и оливок.
Вспомните сколько мусора убрали недавно из Арктики по приказу нашего президента. А ведь в северных широтах далеко не курорт. Что уж говорить об острове Косумель (Cozumel) в Мексике. Косумель, что на мертвом ныне языке майя означал некогда «остров ласточек» и был почти необитаем, нынче превратился в туристическую мекку.
Индийский город Джайсалмер, расположенный посреди пустыни Тар, погубят верблюды. Точнее, их предприимчивые владельцы, перевозящие на «кораблях пустыни» жадных до приключений туристов.
Руины капища инков Мачу-Пикчу внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО совсем не случайно. Эксперты этой всемирной организации требуют «защитить исторический памятник от исчезновения». Но сотрут его в порошок не подошвы туристов. Японские геологи констатировали, что земля под крепостью оседает на один сантиметр в месяц. Если этот процесс не остановить, то святилище инков может соскользнуть с плато.
За последние три десятка лет Венецию массово покидают коренные жители. По некоторым данным, едва ли не половина венецианцев. Наверное, тут дело не только в массовом притоке туристов, в них никогда не было недостатка, однако этот город на Адриатике больше заточен для праздношатающейся публики, чем для рабочего люда.