У Григория Распутина и при жизни, и после смерти сохраняется устойчивая репутация "фаворита царской семьи". При этом большинство забывает, что сам Григорий Ефимович стремился олицетворять некую "мистическую демократию в русском стиле".В своих немногочисленных работах он приобщал оторванное от родных корней российское общество к тайным мистическим сторонам русской души.
Читайте: Мистики в реалиях: Григорий Распутин
Распутину приписывается авторство вышедшей в 1915 году книги "Мои мысли и размышления", в которой есть следующие строки: "Узнаешь себя, когда умрешь, а кто при жизни себя хочет узнать, тот глуп. Когда бы мы себя знали - мы были бы боги. Не будем философствовать, только устанем. Проще себя держать, когда все узнаешь, понемножку. В простоте - явление всего. А потому в простоте является премудрость". Эти мысли как-то мало согласуются с расхожим образом Распутина, явленным в литературе и кинематографе.
Читайте: Сенсация. Григория Распутина ликвидировал секретный агент Скотленд-Ярда
Достаточно воспроизвести название большинства фильмов о Распутине, снятых на Западе за полвека, как станет понятно, какой образ старца был востребован обывателями. Тут фигурируют в разных вариациях несколько слов, например, "оргии" или "демон" ("Оргии при царском дворе", "Распутин: демон женщин", "Распутин: демон России" и т. п.). В названии одной британской киноленты прозвучал неприкрытый намек на "сумасшествие" Григория Ефимовича, названного к тому же "монахом" - Rasputin: The Mad Monk. Благодаря шлягеру западногерманской группы Boney M за Распутиным прочно закрепился имидж Lover of the Russian Queen - "любовника русской царицы".
Эстафетную палочку от западных авторов подхватили и наши литераторы: будь то давний роман Валентина Пикуля или относительно недавний Эдварда Радзинского. Облик такого Распутина в прижизненной ему публицистике объяснялся текущим моментом, когда столкнулись непримиримые враги, в посмертной судьбе - жаждой нажиться на известном имени. Поэтому имеет смысл рассмотреть биографию Григория Ефимовича Распутина-Новых исключительно как религиозного мистика.
Читайте: «Дневник Распутина» подтверждает его импотенцию
Книга Александра Бушкова «Григорий Распутин. Выстрел из прошлого» вышла накануне годовщины со дня убийства одной из самых загадочных фигур российской политики ХХ века. Согласно версии автора, убийство произошло не совсем так или даже совсем не так, как описывает «официальная история». Расходится со многими историками Бушков и в оценке исторической роли Распутина. Известный писатель называет Распутина последним, кто мог помешать утопить Россию в крови.
Читайте: Смерть Распутина изменила ход мировой истории
Однажды Распутин пришел в кабинет этнографа и исследователя русского сектантства Владимира Бонч-Бруевича. Впоследствии этот человек станет управляющим делами Совнаркома и частым собеседником Ленина. В начале XX века социалист-нелегал Бонч-Бруевич был известен в узких кругах исключительно как этнограф и исследователь тайных сект. Войдя к исследователю в кабинет, "старец Григорий" стал рассматривать висевшие на стенах портреты. Подойдя к изображению Карла Маркса, Григорий Ефимович проницательно сказал: "Вот за кем народ полками идти должен". Широко известно, что Распутин предсказал царской семье и всей династии Романовых скорую смерть сразу же после его - Распутина - гибели.
"Исследователи биографии Распутина обычно срываются в крайности, - полагает писатель Бушков. - Например, сегодня имеется "пикулевское" направление, рисующее его воплощением прямо-таки мирового зла, и платоновское. Олег Платонов собрал множество ценнейшей информации, из которой сделал весьма странные выводы: Распутин - ангел в белоснежных одеждах, хранитель земли Русской. Распутин не был святым, хотя его уже убитым бросили в прорубь. И распустили сплетню, что дышать перестал он только под водой. Боюсь только, что это не сплетня, а чья-то предусмотрительность. По церковным законам, утопленник не может быть канонизирован. Так что убийцы постарались - заранее - отсечь саму такую возможность. Распутин не святой, но и не чудовище. Незаурядный человек, с чисто крестьянской сметкой и интуицией, он, безусловно, неповинен в большинстве приписываемых ему прегрешений, но поддался каким-то искушениям и впустил в душу немало "городской гнили".
Историки любят вспоминать диалог, произошедший между председателем Госдумы Михаилом Родзянко и Николаем II. Михаил Владимирович, сославшись на полицейский рапорт сказал царю, что Распутин ходит в баню вместе с женщинами, что является хлыстовским обычаем. Император возразил: "Ну и что? Разве это не принято среди простого народа?" Видимо, Николай II почерпнул знания о повседневной жизни своих подданных из книг велеречивых иностранных гостей. Стоит сказать, что эти иностранцы описывали не Россию Романовых, а Московскую Русь Рюриковичей.
«Получилось так, что все интриги, войны, планируемые перевороты, действия союзников и врагов соединились в точке пространства-времени по имени Григорий Распутин, - отмечает писатель Бушков. - В чем, собственно, и состоит его трагедия - оказался не в том месте не в то время».