Культура и искусство, военное дело и мореплавание в России создано трудом и гением русского народа. В этом ему помогали даровитые иноземцы. Большинство иностранцев начали прибывать на русскую службу при Петре Великом, но были и исключения. Итальянский архитектор и военный инженер Ридольфо Аристотель Фьораванти приехал к нам в 1475 году, участвовал в походах на Новгород, Казань и Тверь как начальник артиллерии. Под его руководством построен Успенский собор в Московском Кремле. Его соотечественник Джакомо Кваренги в конце XVIII века приложил руку к созданию Эрмитажного театра, Смольного института и многого другого.
Петропавловская крепость была заложена в мае 1703 года по совместному плану Петра I и французского инженера Ламбера. Но не все зодчие с иностранными фамилиями прибыли к нам из-за бугра. Парижанин по месту рождения, Бартоломео Франческо Растрелли вырос в России, куда его отца, скульптора Карло Бартоломео Растрелли, пригласил царь Петр. С юных лет жил здесь Карл Росси, получивший архитектурное образование в Петербурге.
Отцом-основателем русского балета называют Жана-Батиста Ланде. Он оставил должность директора французского театра короля Фредерика I Шведского и переехал из Стокгольма в город на Неве в 1734 году. Хореограф и композитор Доменико Гаспаро Анджолини впервые использовал русские народные мелодии.
От бедствий Французской революции бежали многие артисты балета. В частности, надоевший Евгению Онегину Шарль Дидло - любимый танцовщик шведского короля Густава III.
Если среди иностранных зодчих были первоклассные мастера, то среди живописцев, первоначально приезжавших в Россию, таковых почти не было. Несколько позже ситуация изменилась. Галерею екатерининских вельмож написал Иоганн Лампи Старший, прежде работавший в Варшаве по приглашению польского короля Станислава Понятовского. Заказчиком Стефано Торелли был король Август III Саксонский. Любимая портретистка Марии-Антуанетты художница Виже-Лебрён, сбежавшая из Франции, тоже подзадержалась в наших краях.
Создатель Военной галереи героев 1812 года портретист Джордж Доу пользовался покровительством герцога Кентского (отца королевы Виктории) и Леопольда I Бельгийского. Придворным художником прусского двора был живописец Франц Крюгер, а Франц Ксавье Винтерхальтер - придворным мастером короля Луи-Филиппа Французского.
Опера появилась в России при Анне Иоанновне. Итальянская труппа под руководством Франческо Арайи поставила оперу «Цефал и Прокрис» на либретто Сумарокова, которая стала первым произведением в этом жанре на русском языке.
Глава Датского Королевского оркестра Джузеппе Сарти писал музыку на тексты Ломоносова и Екатерины Великой. Три года в России работал Доменико Чимароза. Капельмейстер и композитор Катерино Кавос первым написал оперу из русской истории. По заказу петербургского Большого театра Джузеппе Верди написал оперу «Сила судьбы».
Создатель «Медного всадника» Этьен Фальконе до приезда в Россию выполнял заказы фаворитки Людовика XV маркизы де Помпадур. Из Берлина приехал француз Жан-Доминик Рашетт, создавший много шедевров для петербургского Императорского фарфорового завода. Скульптор и архитектор Андреас Шлютер стоял во главе Берлинской академии художеств и был главным архитектором прусского короля. Бартоломео Карло Растрелли до приезда в Россию работал при дворе Людовика XIV.