В отличие от старой Японии, где в начальники старались выбирать более или менее толковых людей, в Европе правили монархи, часто не отличавшиеся необходимыми способностями. В этом случае их подменяли любимчики. В частности, такие как Франсиско Гомес де Сандоваль-и-Рохас, 1-й герцог Лерма (Francisco Gómez de Sandoval y Rojas, Duque de Lerma) - всемогущий фаворит («валидо») короля Филиппа III, поручившего ему ведение всех государственных дел.
Читатели «Трех мушкетеров» с детства помнят кардинала Ришельё и его козни против Анны Австрийской - так ее называли из-за матери. Отцом Анны был испанский король Филипп III, а его сыном и преемником на троне оказался бездарный Филипп IV. За него государственными делами, в том числе и в проведении антифранцузской политики, занимался его фаворит Гаспар де Гусман-и-Пиментель, граф Оливарес и герцог Санлукар-ла-Майор, известный как граф-герцог де Оливарес (Gaspar de Guzmán y Pimentel, Conde-Duque de Olivares). Заговор придворных привел к падению Оливареса. Ему повезло, что его лишь сослали, а не лишили головы.
Сначала канцлер Генриха II, а потом епископ Кентерберийский Томас Бекет (Thomas Becket) - ранее его у нас так и называли Фома Кентерберийский - был закадычным другом и советником короля. Желая подчинить своему влиянию английскую Церковь, монарх содействовал получению Бекетом епископского посоха и митры. После своей хиротонии (рукоположения в церковный сан) Томас Бекет отказался от поста канцлера и стал проводить политику, которая противоречила интересам короля. В результате Бекет был убит прямо у алтаря, как полагают, не без подсказки со стороны короля.
Яркий английский поэт эпохи Реставрации Джон Уилмот, 2-й граф Рочестер (John Wilmot, 2nd Earl of Rochester), известен как оригинальный сатирик и автор прекрасных лирических стихотворений. В 1666 году Уилмот был назначен королевским камер-юнкером с жалованием 1000 фунтов в год и квартирой в Уайтхолле, а вскоре получил патент капитана кавалерийской гвардии Его Величества. При дворе он заслужил репутацию острослова, дебошира и интересного собеседника.
Обер-камергер, граф Священной Римской империи, кавалер орденов Андрея Первозванного, Александра Невского и Белого орла, герцог Курляндский и официальный регент Российской империи Эрнст Иоганн Бирон (Ernst Johann von Biron) подвергся остракизму сразу после своей опалы в 1740 году. Широкие народные массы ничего не знали о фаворите императрицы Анны Иоанновны и о том, что при нем в стране процветали засилье иностранцев, разграбление России и жестокое преследование недовольных. Именно в таких выражениях некоторые историки характеризуют так называемую "бироновщину".
Подробнее читайте: Мельница мифов: О Бироне и "бироновщине"
Роман с Григорием Орловым начался у Екатерины еще до захвата ею престола. На первый взгляд настоящий рыцарь - смелый, сильный, красивый и верный, защитник и победитель, блестяще показавший себя в таком опасном деле, как государственный переворот. Екатерина и Орлов прожили вместе около 11 лет. Некоторые авторы считают, что императрица родила Орлову, помимо известного графа Бобринского, еще несколько детей. Поговаривали, что она была готова выйти за него замуж. Но Екатерина не решилась пойти против общественного мнения и рисковать короной даже ради такого героя.
Григория Потемкина враги и завистники называли гением и узурпатором, блестящим администратором и обманщиком, создателем «потемкинских деревень». Екатерина II писала о нем как о «настоящем дворянине», «великом человеке», не выполнившем и половину задуманного. Светлейший князь Потемкин-Таврический был тайным мужем императрицы, «великолепным князем Тавриды» и великим государственным мужем.
"Я делаю и государству немалую пользу, воспитывая молодых людей", - заметила Екатерина, пытавшаяся воспитать из Платона Зубова государственного деятеля. Императрица писала Потемкину, что "это очень милое дитя, неглуп, имеет доброе сердце и, надеюсь, не избалуется". При жизни Светлейшего Платоша не решался на открытое противодействие морганатическому супругу своей царственной покровительницы. После неожиданной смерти Потемкина Екатерину-политика словно бы подменили. Место умудренного годами фаворита при ней занял "резвуша", который решал дела государственной важности по принципу: "Делайте, как было прежде".
Читайте: Истории любви: Роман императрицы в летах