Миф об Икаре относится к числу вдохновенных сказаний о силе духа и ума человека, а также о его гордыне. Бытуют подобные мифы у разных народов. Птицекрылый летательный аппарат, или махолет, пытались создать в разное время в разных странах. Орнитоптер - от греческих слов «птица» и «крыло» - бывает разных видов: на мускульной тяге (мускулолет), планер и с мотором.
Эра дирижаблей (от французского dirigeable - «управляемый»), которым в XIX и начале ХХ столетия прочили большое будущее, закончилась катастрофой дирижабля «Гинденбург». У страха оказались велики глаза, и количество жертв было преувеличено, но с «управляемыми» быстро управились, несмотря на их явные достоинства и бОльшую, нежели у самолетов, безопасность. Победили скорость и дешевизна, свойственная рахитичным самолетам, а не воздушным гигантам.
Читайте: США разрабатывают дирижабль, в котором можно жить
Из-за отсутствия буквы «Ё» в печатном тексте, мы частенько коверкаем иноязычные слова и даже фамилии (Ришелье вместо Ришельё, Депардье вместо Депардьё). Вот и французское слово planeur (от латинского planum - «плоскость») чаще произносим как планер, а не планёр. Шведский ученый, христианский мистик, теософ и изобретатель Эммануил Сведенборг (Emanuel Swedenborg) набросал эскизы планера приблизительно в 1714 году. В 1853 году сэр Джордж Кейли сконструировал первый современный планер, поднявший человека в воздух.
В зависимости от конструкции различают следующие типы гидросамолетов:
Летающая лодка - самолет, нижняя часть фюзеляжа которого выполнена в виде лодки, приспособленной для быстрого перемещения по поверхности воды.
Поплавковый гидросамолет - обычный или специально построенный самолет, на котором закреплены один, два или больше поплавков для стоянки и передвижения по поверхности воды.
Амфибия - самолет любого из двух выше перечисленных типов, на котором установлено сухопутное шасси для посадки на твердую поверхность или который имеет шасси, способное удерживать самолет на любой поверхности, например, воздушная подушка.
На фото - гидросамолет на подводных крыльях.
В годы холодной войны американские конструкторы фирмы De Lackner Helicopters Inc. разработали «персональный вертолет» для военнослужащих под звездно-полосатым флагом HZ-1 Aerocycle, также известного как YHO-2. Из-за внешних особенностей дизайна этой конструкции, а также по причине частой гибели тупоумных вояк, склонная к черному юмору солдатня прозвала маленький геликоптер meat grinder - «мясорубкой». Первый полет этого чуда-юда произошел в январе 1955 года, и вскоре эксперименты с ним пришли к бесславному концу.
Самым большим грузовым самолетом в мире остается советский транспортный реактивный самолет сверхбольшой грузоподъемности разработки ОКБ им. О.К. Антонова "Ан-225". Он был спроектирован и построен в СССР на Киевском механическом заводе в 1984-1988 годах. Первый полет был совершен 21 декабря 1988 года.
В 1920-1950-е годы ракетопланом называли самолет с ракетным (жидкостным или твердотопливным) двигателем. Сейчас вместо этого термина используют многоразовый транспортный космический корабль/система (МТКК/МТКС) (в том числе космический челнок от английского shuttle) и авиационно-космическая система (АКС), в которых вторая ступень-космоплан или вся АКС-космолет является ракетопланом.
В настоящее время только Россия и США имеют на вооружении стратегические бомбардировщики - боевые самолеты, способные нести авиационное оружие (авиабомбы, крылатые и баллистические ракеты), в том числе ядерное.
Первым в истории космопланом, совершившим суборбитальный пилотируемый космический полет, был гиперзвуковой самолет-ракетоплан North American X-15, построенный в США в 1960-х годах. Свой первый и единственный космический полет орбитальный корабль-ракетоплан советской многоразовой транспортной космической системы «Буран» совершил 15 ноября 1988 года.
Пилотируемый космический корабль, предназначенный для выполнения полетов людей в космическом пространстве и доставки людей в космос или на другую планету или космическую станцию, Константин Эдуардович Циолковский называл «небесный корабль».