XVIII столетие - эпоха авантюристов. Не пройдох и проходимцев, таковых хватало во все века, а именно талантливых авантюристов. К их сонму принадлежит и венецианец Казанова, чье имя, благодаря его «Мемуарам», стало нарицательным для обозначения страстного поклонника женской красоты. Про всех женщин (за исключением куртизанки Шарпийон и одураченной им маркизы д'Юрфе) Казанова не написал худого слова. Он искренне влюблялся в каждую юбку, не брезгуя даже самой затрапезной бабенкой. Казанова - антипод однолюба. А про сходство и различие Казановы и Дон Жуана написаны философские статьи выдающимися мыслителями.
Читайте: Девять месяцев Казановы. Русские девушки и иностранцы
В сторону Казановы пущено немалое количество критических стрел. «Желания Казановы, не способные подняться до уровня его фантазии, остаются всецело в пределах его чувственного возбуждения», - писал французский писатель и эссеист Марсель Мари Андрэ Барриер (Marcel Marie André Barrière). А вот и блестящий биограф венецианского искателя приключений, австрийский писатель Стефан Цвейг: «Казанова представляет собою особый случай, единичный счастливый случай в мировой литературе уже потому, что этот блистательный шарлатан попал в пантеон творческих умов, в конце концов, так же незаслуженно, как Понтий Пилат в символ веры».
Читайте: ПОХОЖЕ, ЧТО В РИМЕ КАЗАНОВА ВСТРЕЧАЛСЯ С МАРКИЗОМ ДЕ САДОМ
«И Дон Жуаном, и Казановой надо родиться; разница между ними состоит лишь в том, что один действует во имя искусства, а другой ради удовольствия. В то время как утонченный вкус Дон Жуана не позволяет ему искать благосклонности бездуховных, порочных или просто банальных женщин, для Казановы каждая хороша по-своему, поскольку, следуя почти животному инстинкту, он предпочитает качеству количество. Именно эта низменность желаний Казановы, равно как и отсутствие идеала, отличает его от Дон Жуана», - полагал Барриер.
"Обычно скупая природа на этот раз расточительно, полной горстью зачерпнула из тигля сочность, чувственность, силу и красоту, чтобы создать на радость женщинам настоящего мужа "male" - "дюжего мужчину" и "самца" - переводи как хочешь, - сильный и эластичный, жестокий и пламенный экземпляр прекрасной породы, массивное литье и совершенная форма. Ошибаются, представляя себе физический облик Казановы-победителя в духе модной в наше время стройной красоты. Это жеребец с плечами Геркулеса, с мускулами римского борца, со смуглой красотой цыганского парня, с напористой наглостью кондотьера и пылкостью растрепанного фавна".
"Его тело - металл; в нем изобилие силы: четырехкратный сифилис, два отравления, дюжина уколов шпагой, ужасные, мрачные годы в венецианской и вонючих испанских тюрьмах, неожиданные переезды из сицилианской жары в русские морозы нимало не уменьшают его потенции и мужской силы. Где бы то ни было и когда бы то ни было, достаточно искры взгляда, физического контакта даже на расстоянии, одного присутствия женщины, чтобы воспламенилась и начала действовать эта непобедимая сексуальность», - утверждал Цвейг.
Казанова не был гомосексуалистом, хотя с удовольствием созерцал ласки двух женщин. Главным галантным приключением итальянца в России была покупка им за сто рублей крестьянки, названной им Заирой. Удостоверившись в девственности красотки, Казанова заплатил требуемую сумму и начал жить с русской девушкой, в которую не на шутку влюбился. Заира быстро выучила итальянский и даже устраивала сцены ревности своему хозяину-любовнику. Покидая Петербург, «господин Всегда Готов» (так его прозвали) оставил наивную девочку Заиру и свои безумные мечты жениться на ней. Казанова оставил ее 70-летнему итальянскому архитектору Ринальди, долго жившему в России и знавшему язык.
Последними словами Казановы стало признание в том, что он «жил как философ». Вот только философствовал состарившийся соблазнитель лишь на бумаге. В жизни он оставался докучливым старикашкой, который жаловался своему покровителю графу Вальдштейну на обитателей замка, где доживал свой век в должности библиотекаря. Казанове пришлось покинуть Дукс и перебраться в Брукс из-за обвинений в растлении малолеток. Современные историки до конца не уверены, вспомнил ли Джакомо грехи молодости, или его подставили. Высокий сварливый старик бродил по узким улочкам городка и, когда его отпускал ревматизм, норовил обнять встречную красотку. К 73 годам у него выпали почти все волосы и зубы, он едва ходил. 4 июня 1798 года Казанова почил в бозе.