Мальдивские острова - россыпь живописных атоллов в теплых водах Индийского океана могут стать первой жертвой глобального изменения климата нашей планеты. 17 октября 2009 года кабинет министров Мальдивской Республики во главе с тогдашним президентом Мохамедом Нашидом (Mohamed Nasheed), чтобы привлечь внимание к проблеме выбросов парниковых газов и глобального потепления и, как следствие, поднятия уровня Мирового океана, которое угрожает затоплением Мальдивам, провел первое в истории заседание правительства страны под водой.
Республика Кирибати - островное государство в экваториальном поясе западной части Тихого океана. В состав Кирибати входят 33 острова - коралловых атолла, 20 из которых необитаемы. В декабре 2012 года произошло повышение уровня океана, которое привело к затоплению более 30 островов. Правительство разрабатывало планы по массовому переселению жителей на новые места жительства. Наряду с Тувалу, Токелау и Мальдивами, Кирибати входит в число островных государств, которые, по определению Комиссии по правам человека ООН, в результате изменения климата могут остаться «без гражданства».
В июне 2013 года правительство Санкт-Петербурга утвердило экологическую политику города до 2030 года. В этом документе впервые представлены факторы климатических изменений и адаптация городской среды к изменениям климата. Берега Финского залива размывает в некоторых местах до двух метров. Кроме того, за последние годы произошло несколько больших штормов, которые оказали особенно разрушительное воздействие на береговую линию. С 1979-го по 2008 год в городе на Неве было зарегистрировано 63 наводнения. Ни одно из них не превысило отметку три метра от Кронштадтского футштока.
Фото: Вадим Савицкий
По мнению исследователей из Делфтского технологического университета (Technische Universiteit Delft), Нидерланды медленно погружаются под воду. Предположительно к 2100 году уровень моря у берегов Нидерландов поднимется на 1,3 метра. Наводнения приводили к массовой гибели людей. В 1953 году жертвами стихии стали 2000 человек.
Средняя скорость погружения Венеции в Адриатическое море составляет до четырех миллиметров в год - это существенно больше, чем считалось ранее. В результате оседания грунта и росте уровня моря к 2032 году Венеция может опуститься еще на 80 миллиметров. В прошлом веке город погружался со средней скоростью до пяти миллиметров в год, опустившись на 23 сантиметра, из которых 12 сантиметров составило проседание грунта, а еще 11 сантиметров добавилось за счет поднятия уровня моря. В наше время частота наводнений возросла, и четыре-пять раз в год жители большей части города вынуждены ходить по деревянным настилам. Итальянские ученые считают, что 20 и 30 лет назад ситуация была гораздо хуже. Повода для паники нет, благодаря новой системе заграждений MOSE, которая способна выдержать подъем воды до 1,1 метра относительно нынешнего уровня.
Японская метеорологическая служба совместно со специалистами Токийского и Киотского университетов смоделировали на суперкомпьютере Global Simulator ситуацию в Токио, если средняя температура на планете поднимется на четыре градуса по Цельсию. Изучили 5400 различных комбинаций. Значительно возрастает вероятность ливней с количеством осадков свыше 310 миллиметров в сутки. За последние 100 лет такое было зафиксировано лишь один раз. Ожидается увеличение супертайфунов. При этом вероятно разрушение защитных дамб в Токийском и Осакском заливах, что угрожает крупными наводнениями в обоих городах.
Бангкок все глубже погружается в пучину. Значительная часть мегаполиса уже располагается ниже уровня моря, а почва проседает здесь со скоростью от 1,5 до 5,3 сантиметра в год. Наиболее пессимистичный прогноз, что часть тайской столицы может исчезнуть под водой уже к 2030 году. При этом экологи обеспокоены отсутствием политики, способной предотвратить катастрофу.
За последние 80 лет под воду ушло две тысячи квадратных миль земли (пять тысяч квадратных километров) в штате Луизиана. Быстрее всех сползает в воды Мексиканского залива самый крупный город штата Новый Орлеан. Луизиана - один из крупнейших центров добычи нефти и газа. Компании прорыли множество каналов для транспортировки оборудования в районы бурения. Они проложены через систему болот, где растут растения, способные удерживать ил, не давая береговой линии размываться. В болота попала морская вода, и растительность начала вымирать. По еще одной гипотезе, нефтяники выкачали из земли столько нефти и газа, что она начала проседать.
Считается, что в Латинской Америке под воду уйдет Буэнос-Айрес, а также прибрежные Уругвай и Парагвай.