Елизавета I Тюдор была незаурядной женщиной и государыней, хотя сватавшийся к королеве-девственнице царь Иван Грозный имел веские основания назвать ее «пошлой девицей». При ней страна, где расцвел гений Шекспира и узаконено пиратство, вырвалась в число первых стран Европы.
Мельница мифов: Англии Тюдоров не было
Экономический подъем Англии начался в правление деда Доброй королевы Бесс, первого монарха из династии Тюдоров Генриха VII, который правил с 1485-го по 1509 год. Однако успехи английского сельского хозяйства (особенно овцеводства) и промышленности (прежде всего сукноделия) побудили островитян заняться торговой экспансией в разных частях света. Приток капиталов привел к росту городов. Тюдоры покровительствовали национальной промышленности и торговле, не забывая при этом и о дворянстве. Проводить в жизнь такую сложную политику выпало в основном Елизавете I. Наряду с экономикой, произошел также прорыв и в культурной жизни.
Генрих VIII всячески обхаживал свою вторую жену Анну Болейн, когда та ждала ребенка. На весь свет раструбили, что она носит под сердцем наследника английского престола. 7 сентября 1533 года на пышной кровати Анна разродилась от бремени Елизаветой. На душе у Генриха скребли кошки. Ради наследника он решился на грех двоеженства, пошел на конфликт с римским папой, едва не лишившись трона, и это все ради того, чтобы жена родила вторую дочь!
Все жены Генриха VIII и его "коллег". Не сбейтесь со счета!
После казни своей матери, Елизавета не просто осиротела и лишилась титула принцессы Уэльской, но и стала дважды бастардом - и для католиков, и для протестантов. Для одних - в соответствии с папской буллой, для других - по решению парламента. После смерти отца и воцарения Марии Тюдор, принцессу Елизавету препроводили в Тауэр. Спустя три дня после смерти Марии в ноябре 1558 года в зале Хэтфилдского дворца собрался первый совет королевы Елизаветы I. Коронация состоялась 15 января 1559 года. Начнется век Елизаветы, который продлится до ее смерти 24 марта 1603 года.
Двадцатипятилетняя Елизавета своим конюшим (Master of the Horse) назначила друга детства Роберта Дадли. Первый слушок о том, что Елизавета увлечена им, пронесся по двору в апреле 1559 года. Королева действительно часто проводила время в его обществе. Завистливые придворные судачили, что лорду Роберту следовало бы больше внимания уделять своей жене. Когда сплетни достигли ушей королевы, она возмутилась, как можно так дурно думать о ее поведении, ведь она всегда окружена фрейлинами и слугами. "Впрочем, - с достоинством произнесла Елизавета, - если бы мне захотелось или я бы нашла в том удовольствие, то не знаю никого, кто бы мог мне помешать".
Елизавета I и Дадли: Любовь с детства
Как нуждавшиеся в деньгах поэты, так и пииты-бессребреники наперебой угодливо льстили королеве. Вершиной стала большая аллегорическая поэма «Королева фей», написанная умершим в нищете Спенсером, который не дожил до мешочка с золотом, присланным ему очередным елизаветинским фаворитом. Королеву-деву сравнивали то с непорочными Вестой и Астреей, то с богиней пылкой страсти Венерой, которая сулит неизъяснимые наслаждения. Впрочем, сама английская государыня давала повод таким образом толковать свою «девственность».
Расцвет морского разбоя и разгул пиратства пришелся на правление The Virgin Queen. Закоренелые в убийствах и грабежах получали от нее дворянские титулы и прочие награды. Самым известным из них был мореплаватель и корсар, а позже вице-адмирал сэр Фрэнсис Дрейк. Неудивительно, ведь царственная особа всегда была в доле со своими буканьерами и каперами.
Именно такой, как на этом известном портрете, осталась Елизавета I Тюдор в памяти своих поданных. Королева-Девственница на вершине «золотого века» своего правления, но уже видит и предчувствует его скорый закат. Государыня недоумевала, как могло случиться, что против нее поднялся весь цвет английской аристократии и «золотая молодежь». Казнив своего 34-летнего фаворита графа Эссекса, королева лишилась покоя и, сидя в темных покоях, проливала слезы по своему любовнику. Тело «милого Робина» похоронили рядом с могилой ее казненной матери Анны Болейн.
Малоизвестный факт. Проявляя интерес к чужим языкам и наречиям, Елизавета внимательно вслушивалась в речи русских послов и внимательно разглядывала выписанные золотом и киноварью загадочные буквы русского алфавита. Королева никогда не изучала русский язык, но самоуверенно утверждала, что легко могла бы его выучить и своему фавориту Эссексу неоднократно советовала заняться русским, так как это полезно для ее внешнеполитических целей.
Увядшая 69-летняя Елизавета I скончалась 24 марта 1603 года, в канун праздника Девы Марии. Доктор Джон Мэннингем живописал уход монаршей особы следующими словами: «Она ушла из этой жизни тихо, как агнец, и легко, как спелое яблоко с дерева...» Красная роза дома Тюдоров ушла из жизни, навевая образы из мира флоры и фауны.