Bell X-1 - экспериментальный самолет ВВС США, разработанный Bell Aircraft в 1946 году. Он был первым американским самолетом с ракетным двигателем и специально предназначался для исследования проблем сверхзвукового полета. Это первый самолет, преодолевший звуковой барьер 14 октября 1947 года. У первых версий в кабине не было даже катапультного кресла. Единственным вариантом спасения в случае технической неисправности была аварийная посадка. Появилось это кресло только у модели X-1E.
К моменту вступления ВВС США во Вторую мировую войну, наверное, только Curtiss P-40 Warhawk являлся истребителем, который можно было эффективно использовать в реальных боевых условиях. Хотя он не превосходил своих противников по летно-техническим характеристикам, он зарекомендовал себя надежной, живучей и простой в управлении машиной. P-40 можно смело назвать самым надежным истребителем того времени. И надо заметить, что многие пилоты обязаны этому немаловажному качеству своими жизнями. P-40 использовался как истребитель-бомбардировщик практически на всех театрах военных действий - на Средиземном море, в Северной Африке, в Китае и на Тихом океане. В СССР и Великобритании, куда он поставлялся по программе ленд-лиза, он стал известен как KittyHawk.
P-38 «Лайтнинг» (в переводе с англ. «Молния») - американский тяжелый истребитель и разведывательный самолет, созданный в конце 1930-х годов в компании «Локхид» по заказу сухопутных войск США. Самолет состоял из двух хвостовых балок и гондолы с кабиной пилота и вооружением между ними. Летчики Люфтваффе называли этот самолет «дьявол с раздвоенным хвостом», а японцы скептически окрестили его «два самолета, один пилот». Р-38 был очень прост в управлении и прощал многие ошибки пилотов. На P-38 летали два самых результативных летчика-истребителя в истории американской военной авиации - Ричард Айра Бонг и Томас Макгуайр, а также известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери (погиб в полете над Средиземным морем летом 1944-го, предположительно был сбит немецким самолетом).
Douglas A-20 - это целое семейство самолетов, включавшее штурмовик, легкий бомбардировщик и ночной истребитель, во время Второй мировой войны состоял на вооружении ВВС США, Великобритании, Советского Союза и других стран. В ВВС стран Содружества известен под именем «Бостон», версия ночного истребителя называлась «Хэвок». 665 самолетов во ленд-лизу были переданы Советскому Союзу, остальные служили в американской армии, причем из них восемь самолетов использовались американским флотом как буксировщики мишеней.
Fairchild C-119 Flying Boxcar («Летающий товарный вагон»), имевший в ВМС США обозначение R4Q - американский военно-транспортный самолет, разработанный на основе самолета периода Второй мировой войны Fairchild C-82 Packet. Выполнил первый полет в ноябре 1947-го, и ко времени прекращения производства самолета в 1955-м было выпущено чуть более чем 1100 машин. Служил для перевозки грузов, личного состава, больных на носилках и механизированного оборудования, а также для десантирования груза и войск. Свое прозвище «Летающий товарный вагон» самолет получил благодаря необычному внешнему виду и грузоподъемности.
Douglas C-54 «Скаймастер» - американский военно-транспортный самолет, разработанный на базе пассажирского DC-4. Совершил первый полет 14 февраля 1942 года, построено более 1100 машин. «Скаймастер» активно применялся для снабжения Западного Берлина во время Берлинской блокады 1948-1949 годов, поставлялся в ряд стран мира, был личным самолетом Франклина Рузвельта, Гарри Трумэна и Уинстона Черчилля. В 1947 году C-54 ВВС США совершил трансатлантический перелет полностью под управлением автопилота (включая взлет и посадку).
BT-13 Valiant в авиационном корпусе армии США задумывался как учебно-тренировочный самолет с двумя пилотами (ученик и наставник), но во время Второй мировой использовался и как истребитель - вместо наставника позади пилота сажали стрелка. Было построено 6407 таких машин, однако, по свидетельствам некоторых историков, по ленд-лизу в СССР он почему-то не поставлялся. Зато в войне на Тихом океане США отлично использовали его против японских пилотов-камикадзе - второе место для стрелка как раз пригодилось.
Convair B-36 - американский межконтинентальный бомбардировщик. Неофициальное название - «Миротворец» (Peacemaker). Является самым большим по размаху крыла и высоте боевым самолетом за всю историю авиации. Разработка самолета началась в начале 1941 года. Он предназначался для бомбардировки Германии с территории США в случае падения Англии. К началу холодной войны B-36 стал основой стратегических ядерных сил США, поскольку он мог, базируясь на территории американского континента, доставлять ядерные бомбы к целям на территории СССР. С появлением серийных образцов B-52, к концу 50-х годов, устарелость B-36 стала очевидной, и почти все машины были вскоре отправлены в металлолом.
Boeing B-29 Superfortress по праву считается самым выдающимся тяжелым бомбардировщиком периода Второй мировой войны, сыгравшим большую роль в ходе войны с Японией. Многие внедренные на самолете решения прежде никогда не встречались на серийных самолетах. Boeing B-29 Superfortress стал первым серийным самолетом, оснащенным защитным вооружением с дистанционным управлением, первым бомбардировщиком, получившим систему централизованного управления огнем и оснащенным полностью герметизированными кабинами для членов экипажа. Но в настоящее время об этом мало кто помнит, и зачастую имя Boeing B-29 Superfortress напрямую ассоциируется с первыми атомными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки.
Дуглас C-47 «Скайтрэйн», или «Дакота» - американский военно-транспортный самолет, разработанный на базе пассажирского DC-3. Совершил первый полет 23 декабря 1941 года, построено около 10 тысяч машин. «Скайтрэйн» широко применялся силами союзников во Второй мировой войне, а после ее окончания долгое время оставался на вооружении многих стран мира. Отдельные экземпляры продолжают эксплуатироваться и в начале XXI века. Живучий самолет, однако! Почти как АН-2 ("Кукурузник") советской постройки. Те тоже до сих пор летают.
X-15 - экспериментальный самолет-ракетоплан США, оснащенный ракетными двигателями. Первый и на 40 лет единственный в истории пилотируемый гиперзвуковой летательный аппарат-самолет, совершавший суборбитальные пилотируемые космические полеты. Основная задача Х-15 - изучение условий полета на гиперзвуковых скоростях и входа в атмосферу крылатых аппаратов, оценка новых конструкторских решений, теплозащитных покрытий, психофизиологических аспектов управления в верхних слоях атмосферы. Общая концепция проекта была утверждена еще в 1954 году. Всего по программе Х-15 было выполнено 199 полетов.
Дуглас A-26 «Инвэйдер» (англ. Douglas A-26 Invader) - американский ближний бомбардировщик, штурмовик. Совершил первый полет 10 июля 1942 года. Всего построено около 2500 машин. На европейском театре A-26 совершил 11 567 вылетов и сбросил 18 054 тонн бомб. A-26 был достаточно маневренным и быстрым, чтобы уцелеть при столкновении с истребителями. 19 февраля 1945 года во Франции экипаж A-26 смог даже сбить Messerschmitt Me.262. Всего во время войны было потеряно 67 A-26, а экипажи A-26 сбили семь самолетов противников. A-26 не успел сыграть значимой роли во Второй мировой войне, однако активно применялся в ряде вооруженных конфликтов 1950-1960-х годов. Именно эти самолеты завершали воздушные операции Корейской войны. Позже они стали оружием для подавления революционных движений в Южной Америке. Активно применялись во время боев французов во Вьетнаме.
Lockheed T-33 Shooting Star - учебно-тренировочный самолет, создан на базе американского истребителя F-80 «Шутинг Стар». Опытный самолет был поднят впервые в воздух 22 марта 1948 года. Только компания «Локхид» выпустила 5691 таких Т-33 различных модификаций. Было выпущено еще 656 самолетов, которые построила «Канадэйр» в Канаде и 210 - «Кавасаки» в Японии. Большинство T-33 ушло за рубеж, в более чем 20 стран. Разведчики и штурмовики Т-33 поставлялись США в первую очередь режимам, ведущим борьбу с внутренним «врагом». Позже снимаемые с вооружения T-33А стали переделываться в летающие мишени QT-33A. Производство Т-33 на «Локхиде» прекратилось в 1959 году.
F-86 «Сейбр» - американский реактивный истребитель, разработанный компанией North American Aviation в конце 1940-х годов. Прототип серийного XP-86 поднялся в воздух 1 октября 1947 года. F-86 был принят на вооружение ВВС США в 1949 году. Первые самолеты были переданы в первый истребительный авиаполк 94-й истребительной эскадрильи. F-86 стал основным американским реактивным истребителем воздушного боя во время Корейской войны.
B-57 «Канберра» - американский тактический бомбардировщик и разведчик. Совершил первый полет 20 июля 1953 года. Серийно производился в 1954-1957 годах (построено 403 самолета). Поставлялся на экспорт в Пакистан и на Тайвань. B-57 применялся во Вьетнамской войне для оказания непосредственной авиационной поддержки наземным подразделениям в Южном Вьетнаме, а также в операциях над «тропой Хо Ши Мина» в Лаосе. В-57 тайваньских ВВС, сбитый 7 октября 1959 года вблизи Пекина советским комплексом С-75 на высоте 20 600 метров, стал первым самолетом в мире, уничтоженым ЗУР - зенитным управляемым ракетным комплексом. В целях секретности официально было объявлено, что тот был сбит самолетом-перехватчиком.
F-84 «Тандерджет» - американский одноместный, одномоторный реактивный истребитель, истребитель-бомбардировщик. Это первый реактивный истребитель, поступивший на вооружение многих стран НАТО. Работы над проектом начались летом 1944 года. Первый из трех прототипов был готов в декабре 1945 года и совершил свой первый полет 28 февраля 1946-го. Согласно официальным данным США, за все время эксплуатации F-84 в ВВС США истребителями этого типа было уничтожено в воздушных боях 11 самолетов противника (в том числе десять МиГ-15), но потеряно 64 самолета от советских и восемь от китайских истребителей. Все победы F-84 «Тандерджета» были одержаны в период Корейской войны 1950-1953 годов исключительно в 1951 году. Всего та война обошлась США в 335 потерянных «Тандерджетов».
Boeing B-17 Flying Fortress («Летающая крепость») - первый серийный американский цельнометаллический тяжелый четырехмоторный бомбардировщик. Самолет спроектирован в 1934 году в рамках конкурса по созданию берегового бомбардировщика, действующего против кораблей. Суммарный выпуск самолета составил 12 726 единиц. Самолет сразу стал легендой Второй мировой войны, в частности, благодаря своей способности возвращаться на аэродром даже при значительных повреждениях (так, были случаи, когда самолет возвращался на базу при одном работающем двигателе из четырех, с огромными дырами в корпусе и почти разрушенным хвостовым оперением). Около 4750 единиц, или одна треть, B-17 были потеряны в бою. Этими самолетами ВВС США сброшено 650 195 тонн бомб на цели в Европе. Для сравнения, B-24 Liberator сбросил 451 691 тонну, все остальные американские ВВС сбросили 420 520 тонн.