23 сентября 2014 года в СМИ появилась информация о первом боевом применении боевых истребителей F-22 ВВС США против исламистов в Сирии. Cамолеты этого типа нанесли несколько ударов по сирийскому городу Ракка и его пригороду. Есть повод вспомнить, как все начиналось... В начале 90-х американские генералы потрясли мир признаниями, растиражированными СМИ, что самолеты российского производства гораздо лучше, чем сделанные в США. В чем причина генеральских откровений? Все просто: как раз в это время в конгрессе США обсуждались ассигнования на оборону на будущий финансовый год. Пиар Пентагона удался, и Конгресс США раскошелился не на шутку. Так и появился F-22 Raptor, который на сегодняшний день является единственным самолетом пятого поколения и самым дорогим в мире истребителем. По-английски Raptor - Хищник, Ящер... Счет его жертвам открыт в Сирии.
F-22 Raptor («Ящер»)- это многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics для замены F-15 Eagle («Орел») по заказу Пентагона. Первая предсерийная машина поднялась в воздух 7 сентября 1997 года. Серийное производство самолёта началось в 2001 году. 14 января 2003 года первый F-22 поступил на военную базу «Неллис», находящуюся в пустыне Невада. К 2004 году был построен в общей сложности 51 самолёт. В 2006 году на новые истребители впервые полностью перешла первая боевая часть - 27-я эскадрилья тактических истребителей, дислоцирующаяся на авиабазе «Лэнгли».
По состоянию на май 2014 года на вооружении ВВС США находилось 184 модернизированных Ящера, то есть истребителя F-22A Raptor . Самолеты показывали чудеса боевой эффективности. Так, еще в 2006 году были проведены учения «Норден Эйдж», в которых проводились учебные воздушные бои 12 истребителей. За первую неделю учений самолёты F-22 условно сбили 144 самолёта противника без потерь со своей стороны. Всего за две недели учений группировка F-22 одержала 241 условную победу, потеряв два самолета. Это был шокирующий результат!
А в июне 2012 года на Аляске были проведены учения, включавшие индивидуальные воздушные бои истребителей F-22 с «Тайфунами» под управлением немецких пилотов. В ходе учений противники сражались на равных, на больших расстояниях F-22 имел преимущество за счёт новейшего оборудования, однако на близкой дистанции более лёгкий «Тайфун» оказывался в выгодном положении. Но общий счет учебно-боевого поединка был в пользу «Raptor-Ящеров».
Поставки этого самолёта на экспорт запрещены конгрессом США еще в 1997 году. Да еще и не каждой стране по карману его купить. На сегодняшний день, самолёт F-22 является самым дорогим истребителем, стоящим на вооружении, в мире. Себестоимость производства одного самолёта оценивается в 146,2 миллиона долларов, а полная цена с учётом всех косвенных затрат и при ожидаемом объёме производства - 350 миллионов. Накануне F-22 участвовали в бомбежках баз боевиков ИГИЛ, расположенных в Сирии. Сирийское руководство американцы уведомили об этих боевых действиях уже лишь постфактум и через посольство Ирана.
Иногда об F-22 говорят, что он как бы «на вес золота», что буквально соответствует т финансовым рынкам6 например, на февраль 2006 года стоимость 19,7 тонн чистого золота (это вес пустого F-22A) в этот период составляла те же 350 миллионов баксов. А на конец 2010 года, по данным Главного контрольного управления (GAO) США, полная цена одного самолёта F-22 (с учетом стоимости программы разработки) достигла уже 411,7 миллиона долларов. Дикая цена...
Американская газета «The Washington Post» не так давно сообщала, что себестоимость всего лишь одного лётного часа F-22 составляет 44 тысячи долларов - это мировой рекорд. Сообщение прессы вызвало шок у налогоплательщиков - вот на что уходят их денежки! Нынешнее решение бомбить боевиков ИГИЛ в Сирии именно «Ящерами», по мнению даже американских военных экспертов, было принято Пентагоном не в последнюю очередь из-за желания доказать, что без «золотого» F-22 терроризм якобы не побороть... А ведь F-22 Raptor небезопасен не только для террористов, но и для... американских летчиков!
Еще в мае 2012 года министр обороны США подписал распоряжение, накладывающее существенные ограничения на полёты истребителей F-22 Raptor. Поводом для этого стали многочисленные неисправности машин. Число летных происшествий с «Золотыми Ящерами» уде перевалило на полсотни. Истребители F-22 с начала 2011 года находятся под действием ещё одного запрета - им нельзя подниматься выше 7,6 тысячи метров.
В последнее время американские генералы снова стали хвалить российские боевые машины, в первую очередь семейств СУ и МИГ. Верная примета: Пентагон снова намерен доить огромные денежки с Конгресса, точнее, с налогоплательщиков США... «Орел» или «Ящер» у них уже были. Из «свободных» устрашающих военных брендов стался лишь, к примеру, «Монстр»...