Владимирский тяжеловоз — порода тяжеловозных лошадей, выведенная в СССР. Создана на племенных фермах колхозов и совхозов Юрьев-Польского и Суздальского районов Владимирской области и Гаврилово-Посадского района Ивановской области в результате деятельности Гаврилово-Посадской государственной заводской конюшни и Гаврилово-Посадского государственного племенного рассадника лошадей.
Фото ИТАР-ТАСС
Для того, что бы вывести новую породу тяжелой рабочей лошади в начале этого века завозили разных жеребцов из Франции и Великобритании, которых потом скрещивали с местными кобылами.
Фото ИТАР-ТАСС
Ведь cильная рабочая лошадь в России была нужна всегда. Но особенно остро такая необходимость возникла в конце XIX века, когда на смену деревянным сохе и бороне пришли тяжелые железные плуги и бороны. С ними уже не могла справиться обычная крестьянская лошадка, хоть и выносливая, но слабосильная, тем более на тяжелых суглинках так называемого Владимирского ополья - нынешних Владимирской и Ивановской областей.
Фото ИТАР-ТАСС
Поэтому, владимирский тяжеловоз стал так востребован.
Фото ИТАР-ТАСС
Самыми влиятельными производителями, которые учавствововали в создании породы лошадей, оказались импортированные в 1910 году клейдесдали Лорд Джеймс и Бордер Бранд, а также Глен Альбин (1923). В несколько меньшей степени проявили себя шайры, кроме того, использовалась кровь кливлендских гнедых, суффольков, арденов и першеронов. В результате успешного экспериментирования была получена тяжелая лошадь мощного сложения, пригодная для всех видов сельскохозяйственных и упряжных работ. В 1946 году владимирские тяжеловозы были признаны породой.
Фото ИТАР-ТАСС
Владимирский тяжеловоз действительно хорош: высокий рост (около 166 см в холке у жеребцов и 162 - у кобыл), массивный корпус с богатой мускулатурой, выразительная слегка горбоносая голова на шее с высокими выходом и поставом, прочные сухие конечности. Добавьте к этому разнообразие оттенков гнедой масти - от золотистого до темно-вишневого, эффектные отметины на голове и ногах и обильную оброслость гривы, хвоста и щеток.
Фото ИТАР-ТАСС
Но основная ценность владимирцев - их работоспособность. Сильные, выносливые, резвые, они способны пробежать 2 км рысью с возом в 1,5 тонны за 5 минут. А шагом преодолеют это же расстояние, но с грузом в 4,5 тонны за 13-15 минут. Шаг у владимирского тяжеловоза уникальный - широкий, с хорошим выносом, большим захватом.
Фото ИТАР-ТАСС
Добронравный темперамент делает эту лошадь легкой в управлении, а резвый ход, без сомнения, унаследованный от клейдесдалей, позволяет, несмотря на массивное сложение, использовать ее в знаменитых русских тройках.Еще одно преимущество заключается в раннем взрослении: уже к трем годам владимирцы так хорошо развиты, что могут приступать к работе и уже готовы к размножению, причем жеребцы славятся своей плодовитостью.
Фото ИТАР-ТАСС
В период создания и утверждения породы владимирский тяжеловоз никто не сомневался в ее необходимости. В послевоенные годы нужно было поднимать народное хозяйство. Когда приходилось на себе пахать, о технике разве что мечтали, а думали о лошади. Без преувеличения можно сказать, что она, родимая, стала незаменимым помощником и в поле, и на ферме, да и на лесозаготовках, стройках, перевозила на первых порах грузы на фабриках и заводах...
Фото ИТАР-ТАСС
Но, с развитием научно-технического прогресса, ручной труд вытеснили машины, а вместе с ним и труд лошадей. Для личных нужд в своем хозяйстве мало кто сейчас будет держать лошадь, ведь на много проще, дешевле и эффективнее для этих целей приобрести мотоблок, а в хозяйствах уже давно всю работу делают трактора и другие сх машины.
Фото ИТАР-ТАСС
Надо признать, что спрос на рабочую лошадь резко упал. Значит, уже не требуется и прежнее поголовье пород-улучшателей: русской и орловской рысистых, владимирской, советской, русской тяжеловозных и некоторых других. Поэтому на грань банкротства поставлены конные заводы, разводящие этих лошадей. Хорошо, если там есть дополнительные отрасли животноводства (в основном молочное скотоводство), которые спасают экономику хозяйств. А если нет?
Фото ИТАР-ТАСС