Если Джо Байден хочет договориться с Северной Кореей, ему стоит начать диалог с ослабления санкций. С таким мнением выступила для издания The National Interest Бонни Кристиан.
Кристиан пишет, что за "громогласной" риторикой, в которой содержится много критики США, Ким Чен Ын прячет по сути призыв к действию. Например, власти КНДР заявляли, что не исключают дипломатию и готовы ответить доброй волей на добрую волю.
Поможет ли стратегия уступок в диалоге с КНДР? Или Байден предпочтёт ещё сильнее "закрутить гайки"? Мнением делится ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов.
Специально для "Правды. Ру".
У The National Interest на ложку мёда приходится кусок дёгтя, отмечает эксперт.
Ситуация такова: Северная Корея всегда демонстрировала свою принципиальную готовность к диалогу в ответ на конструктивные встречные меры. Потому что для КНДР диалог — это именно диалог, когда обе стороны идут к консенсусу, исполняя договоренности и совершая определенные уступки.
"Для американского политического истеблишмента действия, которые выглядят в глазах экспертов общественного мнения и политиков, как неприемлемые уступки тираническому режиму по сути невозможны", — уточняет Асмолов.
Всё, что смог сделать Трамп, — поставить процесс на паузу. Эскалация была заморожена, санкции продолжали работать, и Северная Корея продолжала поддерживать мораторий на ядерные испытания и ракетные пуски.
У Байдена, продолжает эксперт, есть несколько вариантов действий.
Первый — курс, основанный на логике фракционной борьбы. Трамп с Ким Чен Ыном дружил, значит, Байден постарается высказывать лидеру КНДР "неудовольствие".
"Это может закончиться новым витком обострения. В принципе, северокорейцы готовятся именно к этому, худшему варианту, и вся жёсткая риторика на съезде была посвящена этому", — комментирует Асмолов.
Тем не менее, северокорейцы, скорее всего, либо не будут делать каких-то явных шагов первыми, нарушая мораторий, либо проведут некое испытующее действие и будут ориентироваться на американскую реакцию.
Стоит помнить важный аспект: многие президенты США начинали с очень жёсткой риторики в отношении Северной Кореи, а потом меняли свою позицию.
Так, Клинтон в начале своего срока всерьёз рассматривал перспективы сухопутной войны на полуострове и отказался только тогда, когда ему положили на стол данные о том, какие будут жертвы и разрушения. А к концу своего пребывания у власти он едва не посетил Пхеньян.
"Буш тоже начинал с риторики страны-изгоя, но именно в конце его правления, перед Обамой, был наибольший прогресс в шестисторонних переговорах", — напоминает Асмолов.
Второй вариант — Байдену, который принимает страну не в самой лучшей форме, будет некоторое время просто не до КНДР. Внутриполитическая ситуация в Штатах сейчас напряжённая, и в связи с этим КНДР может на какое-то время выйти из ключевой повестки.
"Поэтому весьма вероятен вариант, когда северяне или будут ждать каких-то активных действий со стороны Байдена и корректировать позицию по ним, или попробуют сделать нечто, что, условно говоря, должно будет подтолкнуть их к пониманию того, как будет вести себя новая администрация", — прогнозирует Асмолов.
Весьма вероятно, что в КНДР решатся на запуск "мирного" назначения, например, искусственного спутника. Дело в том, что, с одной стороны, есть резолюция, которая запрещает КНДР запускать любые баллистические ракеты, а с другой — есть право на мирное освоение космоса. То есть это тот случай, который допускает двойные трактовки.
"Таких ситуаций довольно много. С одной стороны, у нас есть принцип нерушимости границ, а с другой — право нации на самоопределение.
И что имеет приоритет в каждом конкретном случае, во многом зависит от политической конъюнктуры", — резюмирует Асмолов.
Только для сайта "Правда. Ру".