Литва может лишиться белорусского транзита в пользу России из-за того, что некоторые политики не умеют держать язык за зубами и думать, прежде чем говорить.
Посол Белоруссии в Литве Александр Король заявил, что республика может перестать сотрудничать с Клайпедским портом после заявления Литвы о "нежелательном" сотрудничестве, пишет "Спутник.Беларусь".
И это при том, что перевалка через порт Клайпеды демонстрирует положительную динамику: в прошлом году через него прошли 40,14 миллиона тонн — рекорд для Литвы. В этом году можно будет говорить о новом рекорде, тем более что Белоруссию все устраивает, уверен Король.
"Однако мы с грустью констатируем заявления ряда литовских политиков и руководителей ведомств о нежелательности сотрудничества с Беларусью, а также рекомендации "более тщательного выбора бизнес-партнеров и поставщиков", — подчеркнул дипломат.
Король с иронией заметил, что, возможно, кого-то не устраивают белорусские предприятия, "они не желают видеть их в порту или не хотят признавать их вклад в общие достижения".
"Безусловно, наши предприятия также внимательно прислушиваются к подобного рода рекомендациям, и у них возникают закономерные вопросы, насколько долговечными могут быть взаимоотношения с партнерами при таких заявлениях и подходах", — заключил Король. Время, по его мнению, все расставит по своим местам.
А у портов стран Балтии есть все шансы лишиться транзита пяти миллионов тонн нефтепродуктов, если Белоруссия решит направить экспортные поставки через территорию России.
В августе президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости увязать поставки нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы с транспортировкой выработанных нефтепродуктов через Россию.
Для этого РЖД увеличили с 25% до 50% скидку на транзитные перевозки белорусских нефтепродуктов со станций Барбаров (Мозырьский НПЗ) и Новополоцк (НКХ "Нафтан") в направлении портов на северо-западе России. Ожидается, что снижение железнодорожных тарифов послужит стимулом к изменению экспортных потоков белорусских НПЗ, которые начнут поставлять свои нефтепродукты за рубеж не через прибалтийские, а через российские порты.
В Минске подчеркивали, что рассмотрят это предложение, если будут выгодные тарифы. В ноябре стало известно, что часть грузов нефтепродуктов из Белоруссии начнут поставлять через российский порт в Усть-Луге.
Ранее "Правда.Ру" сообщала, что глава "Транснефти" Николай Токарев на встрече с президентом Владимиром Путиным рассказал о планах к 2018 году прекратить экспорт нефтепродуктов через порты Прибалтики. Вместо этого компания рассчитывает использовать российские порты, где наблюдается профицит мощностей.
Наряду с падением производства, трудностями с экспортом, связанными с политикой санкций в отношении России, демографической катастрофой, случившейся и продолжающейся в Прибалтике почти сразу после развала СССР, падение доходов от морских портов для региона станет настоящей катастрофой.