Турция давит на Россию во имя "дружбы"

Несмотря на регулярные декларации об укреплении и расширении российско-турецкого сотрудничества, Анкара неожиданно установила новые правила импорта на свой рынок сельскохозяйственной продукции из РФ.

Теперь российские экспортеры должны получать специальные разрешения в турецком торговом представительстве или дипломатических ведомствах. СМИ сочли это нововведение ответом на действия России, которая согласилась принимать овощи только с девяти турецких предприятий, — хотя в самой Анкаре, конечно, всячески это отрицают.

На этом фоне еще тревожнее звучит сегодняшнее заявление главы турецкого МИДа Мевлюта Чавушоглу о контракте на закупку российской зенитно-ракетной системы С-400: по словам министра, она состоится только в том случае, если Россия откроет в Турции совместное производство этих комплексов.

"Но если Россия к этому относится отрицательно, то мы можем заключить соглашение с другой страной", — недвусмысленно предупредил дипломат (хотя Анкара уже перевела аванс по договору).

Что означает эта риторика и торговые ограничения, "Правде.Ру" объяснил кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Надеин-Раевский.

По его словам, восстановление российско-турецких отношений не завершено и представляет определенные сложности — в частности, с вопросом об импорте турецких товаров в РФ, который для Москвы "не бог весть какой важный", но для Анкары принципиален. Поэтому в надежде ускорить его решение она, как считает наш собеседник, предприняла "попытку оказать давление на россиян".

Надеин-Раевский напомнил, что Россия сохраняет односторонние ограничения — и не только на ввоз турецких томатов: Турция ввела для наших туристов безвизовый режим, но симметричного ответа не дождалась. РФ облегчила визовый режим для турецких бизнесменов и строителей, но этим и ограничилась.

"Есть определенное опасение, что Турция как транзитная территория для исламистов, ведь они именно через эту территорию попали в Сирию, Ирак", — пояснил эксперт.

Вопрос о совместном производстве С-400 турки ставили изначально, причем это их стандартное требование при подобных закупках. Надеин-Раевский считает, что в данном случае "все зависит конечно от объема контрактов, и будет ли это достаточно выгодно для России".

По его словам, "если уж мы идем на создание наших совместных предприятий, должен оговариваться и вопрос, как будет продаваться продукция этих предприятий, где она будет продаваться, нужны российские разрешения на это или они могут сами без согласования продавать продукцию неких подобного рода совместных предприятий".

Беседовала Лада КОРОТУН