Предложение о выходе из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) направили в адрес администрации президента США сразу несколько конгрессменов.
Член палаты представителей и глава ключевого комитета по ядерным вооружениям Майк Роджерс заявил: "С нашей стороны было бы безответственно соблюдать договор, который давно оставил позади единственный участник, помимо нас".
Как отмечает издание Politico, Роджерс является автором соответствующего законопроекта. При этом сенатор Том Коттон также разработал аналогичный документ, предлагая официально объявить о "нарушении" Россией договора и подумать о передаче союзникам США ракетных технологий. Демократы в комитете по вооруженным силам предложили Белому дому подумать над санкциями.
Но далеко не все конгрессмены согласны с такой позицией, и в администрации Трампа уже началось достаточно жесткое обсуждение этого вопроса, поскольку этот международный договор с Россией играет огромную роль в деле разоружения.
О своем беспокойстве о последствиях, которые повлечет за собой выход из договора, говорят в госдепартаменте и совете нацбезопасности США. А в Пентагоне вообще уверены, что Вашингтону невыгоден односторонний отказ от Договора о ликвидации РМСД. Старший директор по вооружениям Совета национальной безопасности Кристофер Форд назвал новое российское оружие "растущей конкретной угрозой".
Прокомментировать эти инициативы американских конгрессменов "Правда.Ру" попросила руководителя Центра военного прогнозирования, член-корреспондента Академии военных наук Анатолия Цыганка.
— Автор законопроекта и глава комитета по ядерным вооружениям Майк Роджерс связывает свое предложение с тем, что Россия якобы не выполняет условия соглашения. А какие доказательства этого приведены? Или они теперь уже никому не нужны? США привыкли действовать так, как им нужно, игнорируя международное право и любые договоры?
— Когда мы следовали договору, американцы контролировали всю нашу ядерную промышленность. Как только американцы ушли и потеряли этот контроль, так все эти разговоры и начались. То есть их заявления в конгрессе — это последовательные действия.
Но самое интересное даже не в этом. Согласно этому договору мы не должны использовать ракеты на удаление до 500 километров. Они считают, что мы эти ракеты восстановили, убеждая всех, что Россия сейчас единственная страна, которая имеет крылатые ракеты. А как же "Томагавк", который по качеству и количеству лучше всех?
И когда еще полтора года назад мы с моря выпустили крылатые ракеты, у американцев был шок. Второй шок у них был через сутки, когда подводная лодка в Средиземном море тоже запустила ракеты. И третий — когда наши самолеты запустили ракету. Они считали, что только они могут сделать "томагавки". А сейчас они убеждены, что якобы Россия производит космические аппараты для захвата крылатых ракет.
Если американцы выйдут из основного договора, который решал вопрос о сокращении ракет, у них будут развязаны руки. Речь идет не о том, что Россия не выполняет эти договоренности, а о том, что многие страны давно должны были подключиться к договору. Почему?
Понятно, что основное число этих ракет находится у США и России. А остальные ядерные страны имеют всего 10% ракет. Англия, Франция, Китай говорят: "Когда у них крылатых ракет будет примерно столько, сколько у нас, мы подключимся к договору". Но это неверный подход. Россия всегда на этом настаивала. По данным МАГАТЭ, около пяти государств имеют заводской укупорки ядерные бомбы.
После выхода США из договора возможность наращивать ядерный потенциал появится практически у всей Европы. И не только у Европы, но еще у Японии, ряда ведущих стран Африки, Латинской Америки. Как только американцы выйдут из договора, ядерные страны будут ничем не сдержаны. Стартует гонка вооружений. Хотя многие американские представители, военные специалисты, которые хорошо знают ситуацию, говорят, что не надо выходить. Это невероятно опасно.
— Да, сами американские эксперты уже констатируют, что это может привести к новой гонке вооружений. Но в целом этот рост напряжённости заставляет думать, что американцы, выходя из всяких договоров, к войне готовятся.
— Пока не к войне готовятся. Они делают все для того, чтобы дать возможность военно-промышленному комплексу больше зарабатывать. Например, во время оккупации НАТО и США Ливии, когда американцы воспользовались "томагавками", решался вопрос по этим ракетам: либо "томагавки", у которых заканчивается срок службы, отправить на модернизацию, либо воспользоваться ими по назначению.
Американцы сделали проще. Они использовали в Ливии свои крылатые ракеты; по-моему, около 200 крылатых ракет. Это очень красноречивый пример. Да и с обстрелом аэропорта в Сирии была применена та же стратегия.
Американцам необходимо, чтобы ВПК сейчас максимально много зарабатывал. Вот подноготная этого выхода из договора.