Дональд Трамп занимает пост президента США уже почти полгода, но его команда по вопросам национальной безопасности все еще находится на стадии формирования. Чем скорее это произойдет, тем лучше будет для американской безопасности. В конечном итоге формирование СНБ США гораздо важнее, чем любые неоднозначные решения администрации Трампа, постоянно всплывавшие в новостях, начиная с 20 января 2017 года.
Создание нынешней команды по вопросам национальной безопасности выходит далеко за рамки раннего президентского меморандума, где были указаны члены Совета национальной безопасности, заместители директоров и депутатских комитетов. Десять-двенадцать старших директоров, подчиняющихся непосредственно генералу Макмастеру, возглавляют сейчас в СНБ небольшие ячейки профессионалов, привлеченных в основном из правительства. Но это только мозговой центр команды национальной безопасности. Служащих в государственных и оборонных ведомствах, на которых должна лечь ответственность за реализацию решений, толком еще не существует.
Это связано с тем, что администрация президента не спеша выдвигает кандидатов, которые затем сталкиваются с многоступенчатым процессом отбора: дотошный личный опрос, расследование, получение допуска на работу в команде по нацбезопасности и даже подтверждение со стороны сената. Сегодня команда построена лишь на самых верхах, но не на местах.
Важно разработать последовательный процесс принятия решений и последующего надзора за их исполнением. В этом состоит вся суть политики национальной безопасности. Здесь не существует какой-то магической формулы, но работает несколько принципов. Хороший рабочий процесс укрепляет доверие между коллегами и ведет к правильным результатам. Каждый человек должен чувствовать, что он имеет право голоса, что его никто не будет осуждать, что обсуждение важных решений не станет выноситься ни за какие рамки. Хорошо отлаженный рабочий процесс будет давать его участникам время на подготовку к этим обсуждениям, что, в свою очередь даст им пространство для управления своими крупными департаментами и агентствами. Подобная система также может сохранить время и энергию для устранения неизбежных кризисов, когда каждый должен отложить все запланированное и пойти в зал оперативных совещаний.
Без рутинного рабочего процесса, в котором руководители доверяют друг другу, каждое решение проблемы превращается в драму: приоритеты не определены, подготовка страдает, невозможно сосредоточиться на будущих национальных интересах. Другой вероятной проблемой могут стать разрушительные утечки внутри еще формирующейся команды. Это происходит, когда работа команды еще до конца отлажена, доверие не установлено, и поэтому в конце рабочего дня все участники процесса чувствуют лишь недоумение или удивление.
Америка может заплатить высокую цену за столь продолжительный период формирования своей команды по нацбезопасности. Без прочного коллектива процесс принятия решений становится непредсказуемым, что в будущем может привести к серьезным ошибкам. Да и разлад, наблюдающийся в американской политической элите, тоже грозит конфликтами.