Возвращение старого кошмара: Балканы готовы вспыхнуть

В то время как американские политики и общественные лидеры одержимы Ближним Востоком, Северной Кореей и всякими мелочами вроде "российских связей" Трампа, напряженная ситуация на Балканах — регионе, который когда-то стоял в приоритете внешней политики западных держав в 90-е — усиливается и грозит взрывом.

Последним тревожным событием стала победа крайне радикальных фракций на национальных выборах в Косове. Альянс, который местные СМИ окрестили "военным крылом", стал самым большим блоком в парламенте, набрав 34% голосов. Главные лидеры этой фракции — президент Хашим Тачи и бывший лидер Освободительной армии Косова Рамуш Харадинай, который, вероятно, станет премьер-министром. Более умеренная нынешняя правящая коалиция, возглавляемая Демократической лигой Косова, заняла третье место, набрав лишь 25%.

"Военное крыло" Хашима Тачи и партия "Самоопределение" придерживаются враждебной и бескомпромиссной позиции по отношению к оставшемуся сербскому меньшинству на севере Косова. Эти радикалы в свое время препятствовали заключению пограничного соглашения с Черногорией, потому что сами претендовали на крупные куски территории этой страны, а также Сербии и Македонии. Многие из них полны решимости объединить Косово с Албанией и, добавив сербские, черногорские и македонские территории, создать "Великую Албанию".

Растущая воинственность в Косове и Албании вызывает все большее беспокойство и у соседних стран. Ранее в этом году правительство Сербии предупредило, что любой шаг албанцев к слиянию с Косовом приведет к войне. Так Белград отреагировал на угрозу со стороны премьер-министра Албании Эди Рамы возобновить аннексию, если Европейский союз не одобрит заявку Албании на членство. Сербские официальные лица также призвали НАТО и ЕС выразить резкую нетерпимость к проекту "Великой Албании".

В последние месяцы напряженность между Косовом и Сербией обострилась до предела. Косовские власти систематически препятствуют торговле между сербами в северном Косове и их этнической родиной. В середине января 2017 года Сербия предприняла попытку возобновить транспортное сообщение с северной частью своей бывшей провинции. Косовская полиция и военные формирования насильственно остановили поезд, окрашенный в цвета триколора, на границе двух государств. Радикальные сербские политики назвали этот шаг актом войны, и без того напряженная обстановка накалилась еще сильнее. Белград незамедлительно остановил дипломатический диалог, к которому Евросоюз подталкивал оба государства с 2011 года. Ситуация стала настолько тревожной, что даже сенатор Джон Маккейн, давний сторонник независимости Косова, умолял косовских чиновников возобновить диалог с правительством Сербии, утверждая, что это "единственный путь к процветающему будущему".

США и их союзники по НАТО последовательно (и слепо) поддерживают политическую повестку дня лидеров Косова и Албании. Военное вторжение 1999 года с целью отделить Косово от Сербии — самый вопиющий пример. Все годы после этой войны НАТО закрывала глаза на этнические чистки против сербов и других меньшинств, а западные власти не делали ничего. Вашингтон и другие западные столицы вынуждали правительство Македонии идти на все более и более масштабные политические уступки албанскому меньшинству страны. Тем не менее премьер-министр страны наконец нашел в себе силы сопротивляться этим требованиям, несмотря на продолжающееся давление со стороны Запада.

Военное вмешательство Вашингтона и последующая политическая и дипломатическая поддержка независимого Косова были неразумны сразу по нескольким причинам. В США могут искренне полагать, что такая политика и дальше будет обеспечивать мир и стабильность на Балканах. Но, кажется, их ожидания вновь не оправдаются.

Если на Балканах снова вспыхнет пламя, то Соединенные Штаты должны будут подавить в себе соблазн вмешаться. Вашингтону точно не следует повторять глупости своей прошлой политики и поддерживать фракцию, нацеленную на наибольшее разрушение.