Такие события, как преднамеренное нападение на республиканских законодателей, игравших в бейсбол на национальном стадионе Вашингтона против коллег-демократов, ставят неприятный вопрос: неужели Америка превращается в новую Веймарскую республику, сломанную демократию, в которой политические нормы были вытеснены насилием? Разве Америка тоже движется по этой дороге?
Поворотным моментом для Веймара стало убийство Вальтера Ратенау 24 июня 1922 года. Тогда он занимал пост министра иностранных дел Германии. Именно он поддержал Версальский договор и заключил Рапалльский пакт с Советским Союзом, которые выглядели в глазах немцев актами вероломства. Позднее Ратенау был назван одним из "ноябрьских преступников", влиятельным евреем, предавшим Германию. Его смерть ознаменовала начало конца для молодой Веймарской республики.
До некоторых пор казалось невероятным, что подобная кровавая история может повториться в Америке. Стрельба в Вашинготоне является напоминанием о том, что Америка — жестокое место, а убийства — это часть американской истории, будь то Авраам Линкольн или Мартин Лютер Кинг. Они тоже были расстреляны на Капитолийском холме.
Однако этот инцидент отличен тем, что жертвами в нем были политики одной партии. Здесь начинает ощущаться дуновение веймарского безумства. Конгрессмен Стив Скализ и другие республиканцы стали целями Джеймса Ходжкинсона, сторонника демократа Берни Сандерса. Один из постов в "Фейсбуке" Ходжкинсона гласит: "Трамп — предатель. Трамп разрушил нашу демократию. Настало время уничтожить Трампа и компанию". Сенатор Тим Скотт отмечает: "Мы охвачены духом разделения, а в стране царит погоня за сенсациями".
Но есть ли теперь в конгрессе США место для компромисса? Президент Трамп сказал: "У нас могут быть разногласия, но в такие моменты мы хорошо понимаем, что все, кто работает в Вашингтоне, находятся здесь, потому что в первую очередь любят собственную страну". Бывший спикер палаты представителей конгресса США Ньют Гингрич, выступая на телеканале Fox News, отметил: "Над Америкой висит такая напряженность, что ее можно потрогать руками. Она особенно заметна, когда комики демонстрируют окровавленную голову президента, когда в нью-йоркских театрах показывают убийство избранного лидера, когда демократические лидеры сыплют пошлостями, потому что просто не могут найти общий язык для разговора с народом".
Гингрич имеет в виду шумиху вокруг фотографии актрисы и телеведущей Кэти Гриффин, на которой она держит макет кровоточащей отсеченной головы Трампа, и провокационную постановку шекспировского "Юлия Цезаря", в которой политик Трампиан встречает свою кончину. Все это напоминает споры, окружавшие сатирическую пьесу "Макберд", которая появилась в 1967 году и утверждала, что Линдон Джонсон был соучастником убийства президента Джона Кеннеди.
Параноидальный стиль характерен для многих ключевых этапов американской истории. Некоторые издания в своих материалах отмечают, что левые, ставшие заложниками своих антитрамповских теорий заговора, начали вновь активно его использовать.
Неужели страна превращается в Соединенные Штаты Сумасшествия? Или все-таки ведущие политики могут встать на верный путь?