Руслан БОРТНИК: принятие Украины в НАТО противоречит уставу альянса

Фото: AP

Мечтами о НАТО Украина грезит давно. Но если раньше об этом лишь много и громко говорили, то сейчас приоритет вступления в альянс прописали в законе. В документе говорится, что "основными принципами внешней политики являются углубление сотрудничества с организацией североатлантического договора с целью приобретения членства в этой организации". Поправки предстоит подписать президенту Петру Порошенко.

А ранее "Правда.Ру" сообщала, что Украина хочет стать основным союзником США вне НАТО. С такой просьбой в этом году к конгрессу обратилась Верховная Рада. Также она хочет заключить со Штатами оборонное соглашение. Обращение поддержали 232 депутата. Правда, со второй попытки.

Отличие страны-члена альянса от союзника вне НАТО в том, что во втором случае решение лишь за США, согласие остальных стран не требуется. Статусом союзника обладают, в частности, Австралия, Новая Зеландия и Япония.

Сейчас украинцы, видимо, решили пойти дальше. Как отметил недавно глава украинского МИДа Павел Климкин, страна должна быть включена в восточный фланг НАТО.

Кстати, в альянсе уже высказались на эту тему. Решение о вступлении в НАТО — самостоятельный выбор каждой страны, и никакое другое государство не может этому помешать, даже Россия. Об этом заявил генеральный секретарь организации Йенс Столтенберг в интервью Le Figaro.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к Руслану Бортнику, директору Института анализа и менеджмента политики.

Рада приняла закон, который закрепляет стремление Украины стать членом НАТО. Какие правовые последствия будут от принятия такого закона?

Фото: AP

— Никаких правовых последствий не будет, потому что любой союз требует желания такого союза с двух сторон. НАТО же за последние годы неоднократно заявляло о том, что Украина не может рассматриваться на данный момент как потенциальный член альянса.

Кроме того, принятие Украины противоречит самому уставу НАТО. Напомню, что в эту организацию не принимают страны, которые имеют нерешенные территориальные споры. Украина сегодня в юридическом плане от НАТО намного дальше, нежели в 2008 году, когда действительно решался вопрос о предоставлении плана действий для получения членства.

Сегодня этот вопрос стоит иначе, и Украина получила однозначный отказ. То есть украинская ситуация сейчас схожа с грузинской. С военной точки зрения, конечно, нынешняя Украина намного ближе к альянсу, чем она когда-либо была. Потому что в ключевых государственных документах, которые касаются безопасности и обороны, провозглашен курс на ассоциацию с НАТО. Повсеместно объявлен переход на натовские стандарты: и управление вооруженными силами, и технику, и все остальное.

Уверен, что юридических последствий принятый документ не будет иметь никаких. Это больше политическая декларация, которая на самом деле может вызывать еще определенное непонимание у западных партнеров. Потому что такие вещи надо с ними согласовывать.

Фото: AP

— Первый вице-спикер Рады Ирина Геращенко пишет в соцсетях: "Референдум по НАТО в 2014 году — это был бы не просто фальстарт, а катастрофа, которая могла бы навсегда перекрыть нам путь в альянс". Но, по ее мнению, с тех пор все изменилось, большинство украинцев за евроинтеграцию - и якобы ищут защиты у НАТО. Что вы думаете о ее уверенности в таких данных?

— Конечно: без Крыма и Донбасса, без шести миллионов украинцев, как минимум. Для 12-15% украинцев, может, что-то и поменялось. Но это сегодняшнее украинское общество находится в страхе, в ситуации шока от войны, оно ищет безопасности где угодно. Количество сторонников НАТО, безусловно, выросло, но это ситуативный момент, ситуативная манипуляция общественным сознанием.

А еще мы все знаем, что в большинстве стран вступление НАТО проходило без референдума, и политические элиты неоднократно демонстрировали готовность игнорировать этот инструмент, несмотря на оппозиционное общественное мнение.

— То есть все эти "танцы с бубном" вокруг НАТО — это снова ради пиара и шума. А еще какие-то причины есть поднимать в Раде этот вопрос?

— Для пиара и шума, во-первых. Во-вторых, для отвлечения внимания от пенсионной, медицинской, аграрной реформ, которые сегодня крайне актуальны, от массовой коррупции, повышения тарифов и всего остального. И в-третьих, когда власть поменяется, для новой власти эти нормы законов будут барьером в какой-то мере, даже если она захочет их отменить. То есть это дополнительная проблема на будущее.