"Администрация США полностью поддерживает идею реализации проекта "Южный газовый коридор", — эта телеграмма, подписанная Дональдом Трампом, была зачитана в среду, 31 мая, участникам проходившей в Баку Международной выставки и конференции "Нефть и газ Каспия-2017". 400 делегатов от 289 компаний из 30 стран мира, прибывшие в столицу Азербайджана для участия в этом форуме, были воодушевлены такой поддержкой 45-го президента США. Эйфорию участников форума, среди которых присутствовали официальные представители Евросоюза, можно понять: поддержка Вашингтона для строительства газопроводной магистрали из Азербайджана в Европу в обход России намного увеличивает шансы на успех проекта.
Примечательно, что телеграмма Трампа была зачитана в Баку на следующий день после того, как заместитель главы МИД РФ Алексей Мешков выразил беспокойство попыткой определенных стран Евросоюза заблокировать реализацию российских проектов "Северный поток-2" и "Турецкий поток". "Нас не могут не беспокоить попытки ряда институтов ЕС торпедировать энергопроекты в Европе с российским участием, речь в первую очередь идет о проекте "Северный поток-2", — заявил российский дипломат. — В Еврокомиссии также нет ясности в отношении второй нитки газопровода "Турецкий поток". Мы ожидаем от Брюсселя железобетонных гарантий реализации этого проекта, чтобы не повторился печальный опыт "Южного потока".
Однако, судя по всему, Брюссель не торопится дать зеленый свет на реализацию указанных выше двух российских газопроводных проектов. Такая позиция руководства Евросоюза становится понятной, если проанализировать видеообращение официального представителя ЕС к участникам нефтегазового форума в Баку. "Мы еще раз подтверждаем приверженность ЕС проекту "Южный газовый коридор", в котором Азербайджан играет ключевую роль, — заявил вице-президент Европейской комиссии Марош Шефчович. — Этот проект обеспечит геополитический баланс и стабильность в Европе. Азербайджан является важным партнером Европы в этом вопросе, и мы уверены, что азербайджанский газ будет поставлен в Европу в 2020 году в рамках этого проекта".
Напомним, что проект "Южного газового коридора" (ЮГК) предусматривает транспортировку 10 миллиардов кубометров азербайджанского газа из Каспийского региона через Грузию и Турцию в Европу. На первоначальном этапе в качестве основного ресурса для газопровода будет использован газ, который будет добываться в рамках второй фазы разработки газоконденсатного месторождения "Шах-Дениз". В дальнейшем к проекту могут быть подключены и республики Центральной Азии, в частности, Туркмения и Казахстан. В рамках второй стадии природный газ будет транспортироваться на европейские рынки путем расширения Южно-Кавказского газопровода и строительства Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического (ТАР) трубопроводов.
По данным Natural Gas Europe, стоимость ЮГК составляет около 40 миллиардов долларов, включая девять миллиардов долларов на проект Трансанатолийского трубопровода, шесть миллиардов — на проект Трансадриатического трубопровода (TAP), 23,8 миллиарда долларов — на вторую стадию разработки "Шах-Дениза" и расширение Южно-Кавказского газопровода.
Итак, позиции Вашингтона и Брюсселя в вопросе "Южного газового коридора" полностью совпадают: постараться посредством реализации этого дорогостоящего проекта подорвать позиции "Газпрома" в качестве основного поставщика голубого топлива для старого континента. "Азербайджан является значимым партнером США", — это строки из поздравления Дональда Трампа в адрес его коллеги Ильхама Алиева по случаю Дня республики Азербайджана, который отмечался 28 мая. По словам политолога Эльхана Шахиноглу, новая администрация США "рассматривает Азербайджан в качестве важнейшего гаранта энергетической безопасности Европы".
Руководство Евросоюза также делает ставку на Азербайджан как на ключевую страну для транзита огромных потоков природного газа из Центральной Азии и Каспия в Европу. Впрочем, здесь у Брюсселя есть повод задуматься. Дело в том, что на первом этапе — весь азербайджанский газ, а на втором — газ из Туркмении и Казахстана (если вообще дело дойдет до второго этапа) — будут доставляться в Европу через территорию Турции. И именно этот фактор несет в себе определенные риски для европейских стран. Дело в том, что президент Турции Реджеп Эрдоган не раз доказывал, что он способен умело использовать имеющиеся у Анкары козыри для шантажа Европы.
К примеру, Эрдоган до сих пор не допускает депутатов бундестага ФРГ на военную базу ВВС НАТО в Инджирлик, требуя от Берлина заранее ему предъявить предварительный список немецких парламентариев, которых Анкара проверит на лояльность и отсутствие связей с террористами. Иными словами, Эрдоган рассматривает базу "Инджирлик" как политический рычаг давления на Ангелу Меркель. И в связи с этим эксперты задаются вопросом: а где гарантия, что после начала эксплуатации "Южного газового коридора" Эрдоган также не использует эту транспортную артерию для оказания давления на Евросоюз. В частности, для возобновления переговоров о вступлении Турции в Евросоюз.
Создается впечатление, что Вашингтон и Брюссель несмотря на непредсказуемость внешней политики Эрдогана доверяют ему больше, чем Владимиру Путину. "Лишь бы не Россия, лишь бы подорвать влияние России" — таков девиз сильного антироссийского лобби за океаном и в Брюсселе. Видимо, и сам Эрдоган поощряет своих партнеров по НАТО к проведению такой протурецко-проазербайджанской и антироссийской политики в реализации нефтегазовых проектов.
Турция хотя и является участником астанинского мирного процесса по межсирийскому урегулированию, она, конечно, не может рассматриваться в качестве союзника России в регионе. Во-первых, Анкара продолжает транспортную блокаду Крыма, давая понять, что никогда не признает присоединение полуострова к России. Во-вторых, Турция выступает за свержение режима в Дамаске и в отличие от России полностью поддерживает ракетный удар Трампа "томагавками" по военному объекту правительства Асада. В-третьих, Анкара не отказалась от планов постепенного вытеснения России из региона Закавказья и Центральной Азии и усиления в этих регионах позиций самой Турции.