"Эммануэль Макрон, возможно, хороший экономист, но экзамен на роль профессионального дипломата явно не выдержал", — такой вывод делают эксперты после переговоров в Версале лидеров Франции и России. Президент Франции действительно шокировал всех своей прямотой, когда на итоговой пресс-конференции в Версале, стоя рядом с Владимиром Путиным, не моргнув глазом, нанес оскорбление президенту России: "Телеканал Russia Today и информационное агентство Sputnik ведут себя не как пресса, а как агенты влияния и органы пропаганды, причем лживой пропаганды", — заявил французский лидер.
За минувшие четверть века, прошедшие с распада СССР, ни один западный лидер не позволял себе делать таких обидных заявлений прямо в лицо президенту России: ни Борису Ельцину, ни Владимиру Путину.
В отличие от 39-летнего Макрона, который является самым молодым хозяином Елисейского дворца за всю историю Пятой республики, его более опытные коллеги из Европы и США понимают различие между форматом совместной итоговой пресс-конференции, где надо взвешивать каждое слово, и, скажем, — эксклюзивного интервью престижному журналу или телеканалу.
Неписанное правило для международной дипломатии таково: резкое обвинение в адрес другого государства лучше озвучить в частном интервью журналисту, но вовсе не публично, на совместной пресс-конференции, с лидером страны, приехавшим к тебе в гости с дружественным визитом.
В связи с этим французские СМИ не без иронии вспоминают эпизод с "крепким рукопожатием" Макрона во время протокольной встречи с Дональдом Трампом на полях недавнего саммита НАТО в Брюсселе. 45-й президент США вдруг неожиданно столкнулся с равным соперником в лице Эммануэля Макрона.
Этот видеофрагмент облетел весь мир: два лидера так крепко сжали друг другу руки, что их лица напряглись, но при этом никто из них не хотел первым отпускать руку. В итоге победила молодость: 70-летний Трамп не выдержал и первым разжал пальцы, однако Макрон продолжил удерживать его руку, ехидно улыбаясь при этом.
Примечательно, что позже, когда французские СМИ спросили Макрона об этом жесте, он не стал скромничать, а напрямую заявил: "Мое крепкое рукопожатие стало моментом истины. Я тем самым показал американцам, что Франция не пойдет даже на символические уступки".
Иными словами, Макрон, только что вступив на должность президента Франции, стал позиционировать себя в качестве сторонника жесткой линии. Комментируя резкое высказывание Макрона в адрес Russia Today и Sputnik, министр иностранных дел Сергей Лавров заявил: "Думаю, в этих оценках отразилась известная инерция антироссийской кампании, которую развязала еще администрация Обамы, и которая захватила ряд стран, в том числе и в Европе. И из этой инерции наши западные партнеры пока никак не могут выбраться".
Более прямолинейной была в своей оценке главный редактор Russia Today Маргарита Симоньян: "Фактов лжи нет и не может быть, — написала она в "Твиттере". — Разрыв Макрона. Дешевый водевиль про RT и Sputnik в исполнении французского президента. Это уже моветон. Поднимаю бокал крымского за то, чтобы новоиспеченный французский президент перестал врать".
А вот мнение заведующего кафедрой политологии и социологии Российского экономического университета Андрея Кошкина: "Резкое заявление Макрона — это продолжение политики Обамы в Европе, и мы являемся свидетелями того, что молодой французский президент — фигура пока недостаточно самостоятельная".
Напомним, что встреча Макрона и Путина в Версале была приурочена к открытию в королевском дворце большой выставки, посвященной визиту во Францию Петра I, состоявшемуся ровно 300 лет назад, в 1717 году. Экспозиция во дворце Большой Трианон в Версале была подготовлена французами совместно с Государственным Эрмитажем, и будет открыта для посетителей с 30 мая по 24 сентября 2017 года.
Переговоры президентов России и Франции в Версале продолжались почти три часа, что является очень хорошим показателем откровенного и детального обсуждения как вопросов двусторонних отношений, так и острых международных проблем. Путин и Макрон обсудили и украинский кризис, и ситуацию в Сирии.
В ходе обсуждения двусторонних отношений был отмечен один интересный факт: невзирая на санкции и снижение за три года товарооборота с 22 до 13 миллиардов долларов, ни одна из 500 французских компаний не покинула российский рынок, ни один крупный совместный проект не был свернут. Однако похоже, что и здесь Макрон настроен не на позитивную динамику, а на политику "жесткого рукопожатия". На саммите "большой семерки" именно президент Франции был одним из тех, кто предлагал ужесточить санкции против России.
Между тем экономисты в Париже напоминают Макрону о том, что пора бы нынешнему хозяину Елисейского дворца переключиться с внешнеполитических проблем на внутренние. А ситуация в экономике Франции далеко не радужная. Бывший премьер-министр страны Франсуа Фийон не зря предупредил, что "Францию ждет судьба Греции". "Я повторю то, что сказал здесь на Корсике в 2007 году, — заявил экс-премьер в ходе недавних предвыборных дебатов. — Мы неустойчивое государство. У нас есть долг, который заставляет нас искать миллиарды евро каждый день на международных рынках".
Фийон привел пугающие цифры: в 2007 году, когда он стал премьер-министром Франции, госдолг страны составлял около 64% ВВП. А к 2015 году этот долг превысил 96% ВВП, что ставит Францию в Евросоюзе на седьмое место по задолженности.