"Достичь мира будет нелегко. Израильтянам и палестинцам придется принимать трудные решения. Но при условии компромиссов стороны способны достичь соглашения", — так подытожил итоги своей миротворческой миссии 45-й президент США по итогам переговоров с премьером Израиля и главой Палестинской национальной администрации (ПНА). Он встречался с обоими лидерами поочередно: в Иерусалиме — с Биньямином Нетаньяху, и в Вифлееме — с Махмудом Аббасом.
Оба города являются символами. Иерусалим с точки зрения Израиля — столица страны и символ еврейского государства, а Вифлеем — город, считающийся местом рождения Иисуса Христа. Анализируя итоги визита Дональда Трампа в Иерусалим и Вифлеем, многие аналитики напоминают, что урегулирование палестино-израильского конфликта надо рассматривать в более широком контексте — арабо-израильского конфликта.
И здесь Дональду Трампу предстоит пройти долгий и тернистый путь, чтобы повторить дипломатический успех Джимми Картера, который в 1978 году пригласил в Кэмп-Дэвид премьер-министра Менахема Бегина и президента Египта Анвара Садата. Лидеры двух конфликтующих стран тогда пожали друг другу руки и подписали договор о мире между Израилем и Египтом. Этот шаг Садата вызвал возмущение радикалов в арабском мире, которые заклеймили его как предателя. А 6 октября 1981 года во время военного парада в Каире Анвар Садат был убит.
Такая же трагическая участь ждала другого миротворца — израильского премьера Ицхака Рабина. 13 сентября 1993 года в Вашингтоне, на лужайке Белого дома, при посредничестве президента США Билла Клинтона, премьер-министр Израиля Ицхак Рабин и председатель Организации освобождения Палестины (ООП) Ясир Арафат подписали совместную Декларацию о принципах мирного урегулирования. В этом документе израильский премьер пошел на определенные уступки, которые были неоднозначно восприняты в еврейском государстве. В итоге Ицхак Рабин был убит при загадочных обстоятельствах 4 ноября 1995 года: после выступления на многотысячном митинге в Тель-Авиве в него трижды выстрелил террорист-одиночка.
И Анвар Садат, и Ицхак Рабин поплатились своими жизнями за попытку положить конец многолетнему конфликту и примирить евреев с арабами и палестинцами. Так что, как отмечают аналитики, Дональд Трамп, не имеющий большого опыта в посреднической миссии на Ближнем Востоке, имеет очень немного шансов для примирения палестинцев и израильтян. Даже тот факт, что он не смог убедить Нетаньяху и Аббаса провести прямые переговоры при посредничестве президента США, говорит о том, что первая попытка Трампа примирить конфликтующих лидеров завершилась провалом.
Впрочем, чтобы спасти лицо на фоне явной неудачи своей миссии, Трамп, выступая на совместной пресс-конференции с Нетаньяху по итогам переговоров в Иерусалиме, излучал оптимизм. "Я увидел множество обнадеживающих знаков того, что у ближневосточного региона может быть более мирное будущее", — заявил он. Нетаньяху, чтобы не расстраивать высокого гостя, также был настроен позитивно. "Впервые за многие годы, за все время моей жизни я вижу реальный шанс на перемены, — заявил израильский премьер. — С нетерпением жду возможности плотно работать с вами по достижению мира в нашем регионе".
При этом глава израильского правительства воспользовался визитом Трампа, чтобы в очередной раз заявить об иранской угрозе. "Я уверен, что вместе мы сможем остановить иранский марш агрессии и террора в регионе и сорвать планы Ирана, направленные на обладание ядерным оружием", — заявил он, добавив, что "в Израиле ценят новые подходы США к иранскому вопросу, в отличие от администрации Барака Обамы". Здесь явный намек на более жесткую позицию Трампа в отношении Ирана по сравнению с Обамой, который вел политику по примирению с Тегераном.
Махмуд Аббас встречал Трампа в своей резиденции Вифлееме с королевскими почестями. Президента США встретил почетный караул: военный оркестр исполнил гимны обеих стран, после чего лидеры зашли в резиденцию для переговоров. Палестинское телевидение вело прямую трансляцию церемонии.
"Махмуд Аббас заверил меня, что готов приложить большие усилия ради достижения мира, — заявил Трамп по итогам переговоров. — Я действительно надеюсь, что Америка сможет помочь израильтянам и палестинцам добиться мира и принести новую надежду региону. Я начну мирный процесс по всему региону Ближнего Востока, и это станет выдающимся достижением".
Добиться своей цели Трампу будет очень нелегко: Израиль и палестинцы прервали мирный диалог в 2014 году, и с тех пор многочисленные попытки международных посредников вернуть их за стол переговоров не имели успеха. Впрочем и сейчас основы для переговорного процесса не видно, ибо несмотря на протесты палестинской администрации Израиль продолжает поселенческую деятельность на оккупированном западном берегу и в аннексированном Восточном Иерусалиме, где уже живут почти 600 тысяч израильтян.
В январе 2017 года Израиль объявил о своем решении возвести около две с половиной тысячи новых единиц жилья в поселениях на западном берегу реки Иордан. Между тем в резолюции 2334 СБ ООН от 23 декабря 2016 года отмечается, что такого рода израильское строительство "не имеет юридической силы и представляет собой одно из главных препятствий на пути к установлению справедливого, прочного и всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке".