Айдын МЕХТИЕВ — о переговорах глав МИДов России и Катара

Фото: AP

Главы МИД России и Катара Сергей Лавров и Мухаммед бен Абдель Рахман Аль Тани провели переговоры. Министры обменялись мнениями по актуальным вопросам международной повестки дня; центральной темой обсуждения стала Сирия.

Как сообщала "Правда.Ру", Аль Тани отметил важность обмена точками зрения по сирийскому урегулированию. Подчеркнул он и то, что существует потенциал развития двусторонних отношений РФ и Катара.

Сергей Лавров в свою очередь отметил, что российская сторона заинтересована в сопоставлении оценок по усилиям по урегулированию сирийского кризиса, в которых Катар играет большую роль.

Переговоры российский министр назвал содержательными и конструктивными. На итоговой пресс-конференции он озвучил, о чем шла речь. В частности, РФ продолжает считать удар США по базе в Сирии противоправным. По мнению Лаврова, он создал угрозу для продвижения мирного урегулирования в стране.

Москва и Доха выступают за полное прекращения огня в Сирии. Сергей Лавров отметил, что необходимо срочно отправить экспертов Организации по запрещению химического оружия для расследования химатаки в Идлибе. Мохаммед Рахман Аль Тани согласился, что нужно тщательное расследование этого инцидента. Он добавил, что важно найти ответственных за химатаку.

При этом пока эксперты ОЗХО действуют "как-то скрытно", отметил Лавров. В частности, о взятии проб сообщают задним числом, а доставляют их в несертифицированные лаборатории. Москва продолжает настаивать на беспристрастном и объективном расследовании химатаки.

Катар в свою очередь пообещал оказывать содействие астанинскому процессу, используя свои контакты в Сирии.

Также на переговорах шла речь о двухсторонних отношениях. Были озвучены планы Росси и Катара по наращиванию инвестиций. Вопрос об укреплении экономических связей рассмотрят на очередном заседании совместной межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Оно пройдет в конце апреля в Дохе.

Между тем не исключено, что США готовят новый авиаудар, даже не разобравшись, правильно ли поступили с первым.

Ранее "Правда.Ру" обратилась за комментарием к президенту Академии геополитических проблем, президенту международного центра геополитического анализа, доктору исторических наук, генералу-полковнику Леониду Ивашову.

— США вышли из системы международного права, потому что они сильные. Право силы доминирует, а на остальные, как они полагают, "мелочи" и доказательства они просто не обращают внимание. Принято политическое решение: ударить по престижу России и Китая, а объектом выбрать Сирию. У американцев вся внешняя политика, как и политика безопасности, строится на лжи и провокации, — отметил эксперт.

Переговоры глав МИДов РФ и Катара для читателей "Правда.Ру" прокомментировал политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований Айдын Мехтиев:

— Отношения между Россией и Катаром активно развиваются с 2013 года, после того как вступил на престол эмир Катара Тамим бен Хамад Аль Тани. Две страны сотрудничают не только в политической и энергетической сферах, но и военной. Напомню, что в сентябре 2016 года министры обороны России и Катара подписали соглашение о сотрудничестве в военной области.

Однако Россию и Катар нельзя назвать союзниками в решении ключевой на сегодня проблемы Ближнего Востока — гражданской войны в Сирии. Можно сказать, Москва и Доха оказались по разные стороны баррикад. И хотя в ходе сегодняшних переговоров с Сергеем Лавровым глава МИД Катара Мухаммед бен Абдель Рахман Аль Тани пообещал поддержку мирным переговорам по Сирии в Астане, с трудом верится, что руководство Катара способно вывести из тупика процесс межсирийского урегулирования.

Катар в отличие от России не осудил ракетный удар Дональда Трампа по Сирии. Иными словами, Доха восприняла эту военную атаку США с молчаливым одобрением. Это неудивительно: с самого начала гражданской войны в Сирии Доха активно — и в финансовом плане, и поставками оружия — активно поддерживает вооруженную сирийскую оппозицию, выступающую за свержение Башара Асада. Более того, Катар открыто поддерживает группировку "Ахрар аш-Шам", которую в Москве считают террористической организацией.

Катар наряду с Саудовской Аравией и Кувейтом является ключевым военным союзником США в Персидском заливе. В этой аравийской монархии размещена военная база США, которую обслуживают 10 тысяч американских военнослужащих. Именно в Катаре находится штаб-квартира передового командования Центрального командования США, задача которой — планировать и проводить военные операции на Ближнем Востоке. Катар входит в возглавляемую США коалицию, которая время от времени наносит воздушные удары по позициям ИГИЛ (запрещена на территории России — ред.) в Сирии.

В Катаре с беспокойством следят за углублением военно-технического сотрудничества России с Ираном. Чтобы не допустить роста влияния Тегерана на Ближнем Востоке, Катар и пять других стран Персидского залива — Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Оман и ОАЭ — приняли решение объединить вооруженные силы указанных стран с единым командованием. Мировые СМИ дружно назвали процесс создания такого военного альянса "Аравийским НАТО".

Еще один фактор, с которым надо считаться: Катар с населением всего в 2 млн человек занимает третье место в мире по запасам природного газа. Доха в качестве страны-члена ОПЕК также активно влияет на процесс принятия решений внутри этого картеля. Неслучайно в ходе сегодняшних переговоров главы МИД России и Катара наряду с кризисом в Сирии обсудили также перспективу нефтедобычи в преддверии намеченного на 25 мая саммита ОПЕК в Вене.

Именно от итогов этого саммита будет зависеть дальнейшая динамика мировых цен на нефть: если картель продлит подписанное ранее соглашение об ограничении добычи, то цена на "черное золото" будет расти — или, по крайней мере, сохранится на нынешнем уровне. И Катар в отличие от Саудовской Аравии выступает за сокращение квоты на добычу. В частности, глава МИД Катара в ходе встречи с Сергеем Лавровым заявил сегодня, что его страна будет добиваться "сохранения стоимости нефти, которая будет приемлема для всех экспортеров". Для России поддержка Дохи в этом вопросе имеет важное психологическое значение.