Россия, Сирия, Иран: единым фронтом

Мохаммад Джавад Зариф, Сергей Лавров, Валид Муаллем

Сегодня в столице встретятся главы МИД России, Сирии и Ирана. Встреча будет особой: союзники должны еще раз обсудить все важные моменты после визита в Россию главы госдепа США Рекса Тиллерсона.

Главы внешнеполитических ведомств Сирии и Ирана в первую очередь обсудят ситуацию, сложившуюся после ракетного удара по авиабазе Шайрат со стороны США.

"Будут рассмотрены возможные совместные шаги для минимизации негативных последствий этого грубейшего нарушения международного права для международного и регионального мира и безопасности", — сообщила ранее официальный представитель МИДа России Мария Захарова.

На прошлой неделе военно-морские силы Соединенных Штатов выпустили 59 "томагавков" по аэродрому в Сирии, объяснив это якобы ответом на химическую атаку против мирных жителей в Идлибе, в которой американцы винят лидера Сирии Асада. Дамаск отрицает факт применения запрещенного оружия, Москва настаивает на важности независимого расследования ситуации всеми сторонами.

После переговоров российского министра иностранных дел Сергея Лаврова с госсекретарем Рексом Тиллерсоном визиту глав МИД Сирии и Ирана уделяется особое внимание мировой общественности и СМИ. Тиллерсон не теряет надежды убедить Россию начать сотрудничество со США, отказавшись от поддержки сирийского президента Башара Асада.

Рекс Тиллерсон также встретился с президентом России Владимиром Путиным. По сути, глава госдепа выступил в роли специального посланника президента США. Дональд Трамп назвал переговоры позитивными и оставил в "твиттере" запись о том, что "между Россией и США все будет хорошо".

Однако же, убедили ли Россию аргументы американской стороны относительно Асада, до сих пор не ясно.

На фоне этого руководители США и Сирии перешли к прямым оскорблениям. В МИДе Сирии на оскорбление Трампом сирийского президента Башара Асада (он назвал его "животным") уже ответили.

"Если вы сами животное, не надо думать, что все остальные такие же. Башар Асад — президент суверенного государства, он был избран народом. И давать ему характеристику должен сирийский народ, а не Трамп", — сказал помощник главы МИДа САР Айман Суссан.

"Пока никто не знает, что можно ожидать. Известно, что Башара Асада выводят из игры уже два года, и пока здесь неопределенность", — добавляет член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. Малашенко считает, что для России будет важно призвать "к разуму сирийскую и иранскую сторону".

Теодор Карасик, ведущий аналитик Gulf State Analytics, считает, что в ближайшее время Россия вряд ли собирается "отказываться" от Башара Асада. "До следующей эскалации событий позиции забетонированы", — говорит Карасик.

В Сирии Россия и Иран имеют сходные позиции, но эксперты отмечают, что стратегические цели обоих государств расходятся. Тегеран, к примеру, хочет сделать из Сирии теократическое государство, а Москву вполне устроит стабильный сирийский режим с Асадом или без него.

Целью же США является игра на разногласиях между Россией и Ираном. У военного крыла администрации Белого дома к последнему особый негатив.

От России Иран и Сирия ждут точных гарантий того, что США не будут наносить новых ударов по Сирии. Глава МИДа России Сергей Лавров на встрече со своим сирийским коллегой Муаллемо отметил, что во время беседы с Тиллерсоном Россия и США "пришли к общему мнению, что подобное не должно повториться": потенциальные удары со стороны США могут серьезно дезориентировать сирийскую армию.

Однако Россия все еще не намерена вступать в конфликт с США из-за Дамаска, несмотря на договор с Сирией о военной помощи.

Факт применения химического оружия: применено ли оно с санкции руководства страны, или кем-то другим, — CША, конечно, не забудут. Эксперты по Сирии выражают сомнения по поводу того, насколько сам президент Асад контролирует ситуацию, ведь, по конституции, именно он командует вооруженными силами своей страны.

На встрече все три стороны также обсудят дальнейший формат своих отношений с Турцией, которая вместе с Россией и Ираном инициировала мирный процесс в Астане и участвовала в совместных боевых действиях против исламистов. Анкара, к слову, приветствовала удары США по Сирии, поэтому нельзя исключать возможность, что "тройка" может расколоться.

Но пугаться не стоит: в Москве осознают, что лидер Турции Реджеп Тайип Эрдоган не станет предавать свои прежние позиции.

Телефонный разговор Путина и Эрдогана в минувший четверг только подтвердил, что Россия продолжит взаимодействовать с Турцией по Сирии. Как говорится на сайте Кремля, во время переговоров "выражен обоюдный настрой на продолжение совместной работы в целях укрепления режима прекращения боевых действий". Речь идет о том, что стороны будут способствовать "межсирийскому переговорному процессу как в астанинском, так и в женевском форматах", — говорится в сообщении.

Экс-глава МИД Турции Яшар Якиш ранее утверждал, что "важным ориентиром для политики Турции в отношении России будет новая американская политика".

Соединенные Штаты пока еще не выработали окончательное направление политики на Ближнем Востоке и посылают как России, так и другим странам "конфликтующие сигналы". "Для Трампа это слишком сложно. Это человек, который пришел из другой среды", — говорит член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.

Как писал обозреватель "Правды.Ру" Айдын Мехтиев, визит госсекретаря США Рекса Тиллерсона в Москву состоялся сразу после того, как 45-й президент США Дональд Трамп отметил 100 дней своего пребывания на посту главы. На переговорах с Лавровым Тиллерсон поставил вопрос ребром: выбирайте — или США, или режим Асада. Но госсекретарь понимал: с Кремлем языком ультиматумов говорить бесполезно. Москва и слышать не хочет "об отстранении Асада от должности любой ценой".

Решив с помощью ракетного удара свои проблемы с имиджем на внутреннем фронте, Трамп окончательно загнал в тупик отношения США с Россией. После военных ударов США по Сирии Трамп ни разу не использовал свой шанс поговорить с Путиным по горячей телефонной линии. Это означает лишь одно: личные отношения двух лидеров оставляют желать лучшего.

Мы продолжаем следить за развитием переговоров и сообщим вам их итоги, а также представим по этому поводу экспертное мнение.