ЭКСПЕРТ — о дюжине турецких ножей в спину России

Реджеп Эрдоган, фото: AP

Турция выступила с критикой действий России в Сирии. "Главный союзник" США, как ранее Турцию назвали в госдепе, считает действия Москвы недостаточными. Об этом заявил глава турецкого МИДа Мевлют Чавушоглу. По его словам, России следует перестань настаивать на том, что Башар Асад должен оставаться президентом Сирии, и вообще прекратить его поддерживать.

Позже на эту тему высказался и президент Турции Реджеп Эрдоган. Он понадеялся, что Россия присоединится к США и прекратит защищать Асада.

Позицию Турции "Правде.Ру" прокомментировал Айдын Мехиев, политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований, тюрколог.

— Как оцените такое заявление?

— Позиция Турции не менялась, с самого начала конфликта в Сирии Эрдоган все время говорил: этот режим незаконный, и Башара Асада нужно сменить.

Потом, как вы помните, этот инцидент со сбитым российским самолетом резко ухудшил отношения России и Турции. Было обострение, потом примирение, но в момент примирения России и Турции последняя пошла на некоторые уступки в сирийском вопросе, она сняла с повестки дня вопрос о том, что Башара Асада надо свергать, менять режим.

Что касается перемирия в Сирии сейчас, то стороны зафиксировали нарушения, но в целом сейчас нет там серьезных боестолкновений. По последней информации, до нанесения Дональдом Трампом ударов по Сирии была такая ситуация, когда Турция, Россия и Иран поделили Сирию на сферы влияния, неформально или формально — не знаю, но в основном там доминируют российские ВКС. И Россия твердо поддерживает Асада, а позиция Турции такая, что она вопрос об отставке Асада и смене режима снимала с повестки дня, не обсуждала, но проводила свои антикурдские операции, как она называет, "против сепаратистов" — такие чистки в своих зонах ответственности. С молчаливого согласия России, Россия не выражала никаких протестов.

Удар США стал лакмусовой бумажкой. Турция без экивоков просто поддержала Трампа, и это дало повод. 7 апреля, если вы помните, был телефонный разговор Сергея Лаврова и его коллеги Мевлюта Чавушоглу. Согласно данным наших информагентств, обе стороны подчеркнули важность межсирийского диалога, и там не было фразы, что Мевлют Чавушоглу требовал немедленной смены режима, а сегодня она появилась. В пересказе Reuters он заявил журналистам, что требует от России немедленно запустить вопрос о смене режима. Понятно, что Москва с этим не согласится.

И недавний визит Тиллерсона в Анкару тоже был продиктован этим же, еще до авиаударов Трампа. Видимо, они в ходе визита выработали единую платформу Вашингтона и Анкары по Сирии, и я так понял, что у них полное согласие в этом вопросе. Эрдоган сделал после авиаударов США эмоциональное заявление со стопроцентной поддержкой этого военного удара, и он откровенно призвал Россию, впервые за последние несколько недель, положить конец режиму Асада.

— Вы можете себе представить такое развитие событий, что Россия согласится на этот призыв?

— Понятно, что тут поиск компромисса будет сложен, потому что Москва явно не откажется от Асада, она не для этого начинала операцию в Сирии. Визит Тиллерсона в Москву должен прояснить все за и против. The Sunday Times сегодня дало утечку, что Тиллерсон поставит вопрос ребром: Москва должна отказаться от Асада. Ясно, что при этом требовании не будет никаких решений, тут Асада загоняют в угол и не дают возможности сохранить лицо.

Турция предлагает такой вариант, и это сейчас широко освещается в местной прессе. По мнению Эрдогана, он мог бы стать основой компромисса: создание в Сирии временного правительства национального согласия — до новых президентских выборов. Но проблема в том, что Вашингтон и Анкара продолжат требовать отставку Асада, а создать такое правительство без него — Россия на это не пойдет.

— Выходит, в лучшем случае, Турция была нам попутчицей, а чуть что, ведет себя как подлый враг — пособница террористов, способная воткнуть нож в спину?

— Точно так! Я говорил, что этот эпизод с несчастьем, трагедией, убийством посла, — это уникальный, редкий случай мировой истории. Посла страны убили, и, конечно, ведется расследование, но этот факт показывает, что в Турции общественное мнение так настроено, что Россия поддерживает Асада, а экстремистские группировки и сами политические силы настроены против Сирии, я имею в виду против нынешнего режима.

И действия России в Сирии турецкая пресса однозначно осуждает. А то, что Эрдоган пошел на сделку с Россией… Это ввиду того, что санкции — в сфере туризма, запрет помидоров и овощной продукции — нанесли огромный ущерб ее экономике, Турция испугалась оказаться отодвинутой от сирийского урегулирования, поэтому она пошла с Россией на компромисс. Но это отнюдь не означает, что Турция будет на одной линии с Ираном.

Если Иран — явный союзник России в сирийском вопросе, то Турция — нет. Она не была и не будет, она временная попутчица, у нее свои интересы, и особенно в курдском вопросе, это главный ее интерес. Тут важный момент, что, требуя смены режима, Турция сохраняет разногласия с Вашингтоном. Пентагон хотел использовать курдских повстанцев в своих операциях, а Турция была против: она считает, что курды — все террористы.

Поэтому тут много подводных камней, но в целом насчет союзничества Турции и России можно сказать так: Турция не может считаться нашим союзником в Сирии, она естественный попутчик, и это временный альянс. Наши интересы слишком уж кардинально различаются.