Американские сенаторы проголосовали за вступление Черногории в Североатлантический альянс. За высказались 86 из них, двое — против. Теперь решение сената направят на подпись президенту США Дональду Трампу.
Напомним, что для одобрения вступления Черногории в НАТО необходимо одобрение парламентами всех 28 государств, которые входят в альянс. Впрочем, по большому счету, это формальность, поскольку политическое решение уже было принято. Собственно, эту формальность подтверждает практически единогласное голосование в сенате.
Хотя надо отметить, что и здесь без небольшого скандала не обошлось. Пару недель назад сенатор Джон Маккейн во время обсуждения запроса Черногории на вступление в НАТО предложил утвердить ее в упрощенном порядке "в связи с отсутствием возражений". Однако представитель Кентукки Рэнд Пол объявил, что у него есть возражения, после чего ушел из зала заседаний. В ответ Маккейн сообщил коллегам, что "сенатор из Кентукки работает теперь на Владимира Путина". Рэнд Пол в долгу не остался. "По-моему, он дает очень и очень веские основания для ограничения срока полномочий. Видимо, он уже не в самом расцвете сил. Полагаю, он, возможно, слегка свихнулся", — сказал сенатор о Маккейне.
В самой Черногории, надо заметить, единодушия относительно вступления в альянс нет. Настолько, что власти страны даже отказались проводить по этому поводу референдум — именно из опасений, что большинство жителей страны идею отвергнут. Была запущена даже история о попытке переворота, якобы инспированного Россией. Специальный прокурор Черногории Миливойе Катнич отмечал, что переворот в его стране готовили некие "российские националисты". При этом он сам признался, что доказательств причастности России к перевороту нет.
Британская The Telegraph в феврале этого года сообщила о попытке России совершить покушение на премьера Черногории. Якобы это было необходимо, чтобы "помешать Черногории вступить в НАТО". Издание передает, что план "в последний момент был сорван". В свою очередь, Кремль категорически отверг все обвинения, а черногорская оппозиция назвала заговор "фальсификацией".
Наша страна, как известно, критически относится к вступлению Черногориии в НАТО. Ранее старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Петр ИСКЕНДЕРОВ рассказал "Правде.Ру", о каких именно проблемах идет речь.
"Если Черногория будет принята в НАТО, это позволит альянсу без особых финансовых затрат усилить контроль за юго-восточным флангом Европы. Ценность Черногории заключается в ее географическом положении, в ее портовой инфраструктуре, которая достаточно хорошо развита, что позволяет ее использовать и для заправки военных кораблей, и для организации на ее базе каких-то более важных объектов. Не исключено, что НАТО попытается подключить Черногорию к реализации программы ПРО США, если эта программа, конечно, не будет свернута или заморожена при Трампе", — отметил эксперт.
"Прием Черногории в НАТО станет и определенным вызовом для системы Балканской региональной безопасности в условиях того, что соседняя Сербия согласно Конституции является нейтральным внеблоковым государством и поэтому будет вынуждена так или иначе принимать меры к укреплению собственной обороноспособности, учитывая, что она окажется фактически зажатой между странами-членами НАТО. С одной стороны — Хорватия, с другой — Албания и Черногория, с третьей — Болгария, Румыния. Это может спровоцировать региональную гонку вооружений, поскольку Сербия должна будет принимать меры по укреплению собственной обороноспособности", — завершил эксперт.