Продолжая приумножать свой золотой запас, Россия в больших количествах выбрасывает на рынок облигации казначейства США. При этом так поступают не только русские, озадаченно констатирует немецкая газета Welt.
ЦБ России за февраль увеличил золотые резервы на 9,3 тонны. Теперь они в целом составляют 1650 тонн. "Такого высокого показателя золотых резервов у России не было со времён распада СССР", — отмечает газета.
Россия поставила себе целью обогнать и сверхдержаву США, и Европу, уверенно заявляет Welt. "Известно, что авторитарные правители всегда предпочитали золото", — подчеркивает автор матерала в немецком издании. Welt утверждает, что ставку на золото президент России сделал уже в 2007 году, когда у власти в США был Джордж Буш. Продолжилось это "накопительство" при Обаме и явно не будет закончено при Трампе.
Параллельно с увеличением золотого запаса Россия сильно редуцировала количество американских ценных бумаг: по данным службы информации Блумберг, на 60 миллиардов долларов. В результате у России остается только 86 миллиардов в облигациях США.
"Правда.Ру" обратилась за комментарием к эксперту Алексею Вязовскому, вице-президенту Золотого монетного дома.
— Немецкие СМИ пишут: русские значительно увеличили свой золотой запас, но при этом выбросили на рынок американские облигации. Кредитовать Америку мы перестали, по мнению газеты Welt, потому, что, приведя к власти Трампа, Путин уже не очень доверяет своему избраннику. Об этом свидетельствуют последние экономические данные из Москвы, в соответствии с которыми ЦБ России в феврале увеличил золотые резервы на 9,3 тонны. С причинами увеличения золотых резервов России, которые называет газета "Вельт", вы согласны? Как прокомментируете эти конспирологические выводы?
— Давайте все же отталкиваться от экономики. Наши золотовалютные резервы размещены в разных активах, в том числе в казначейских облигациях правительства США. Действительно, суммы значительно уменьшились, это правда: сейчас чуть больше восьмидесяти миллиардов у нас в "казначейках" лежит. И на фоне этого можно было бы сделать вывод, что эти деньги уже перепозиционированы в золото, размер которого, что уж отрицать очевидное, растет. Но тут простые объяснения не работают.
У нас объем золотовалютных резервов в первую очередь коррелирует с валютной выручкой страны, с ценами на нефть. Цены нефть за последние три года упали в два раза. Если вы посмотрите на золотовалютные резервы — они тоже снизились, и снизились в значительной степени. Конечно, доля казначейских облигаций тоже упала.
Есть ли в Центральном банке опасения относительно казначейских облигаций и предпочтений к золоту? Наверное, есть.
— Вот недавно встреча Набиуллиной была с Путиным, и она говорила, что мы тут страхуемся на предмет отключения от SWIFT, международных систем платежных — это все, конечно, угроза нашим активам за рубежом, размещенным в казначейских облигациях. Можно ли, руководствуясь этими реалиями, продать казначейские облигации и купить золото?
— Нет, конечно, нельзя. Если мы продадим восемьдесят миллиардов этих бумаг и получим восемьдесят миллиардов долларов — эти деньги просто некуда будет деть, в том числе и в золото. Рынок золота, по сравнению с рынком облигаций американских, он достаточно небольшой, там три тысячи тонн добывается в мире. Если эти деньги бросить просто на покупку золота — цены взлетят.
Кроме того, если мы посмотрим, какое золото покупает Россия, в лице ЦБ — это российское золото, мы не покупаем зарубежное. Это, кстати говоря, мера поддержки отрасли. Если вы посмотрите, как себя ведут золотодобытчики, они пишут лоббистские письма правительству: увеличьте квоту, наше золото не покупают за рубежом. И две трети добываемого в России золота, порядка трехсот тонн, покупает Центральный банк. Понимаете логику?
— надо увеличивать золото в золотовалютных резервах?
— Да, надо. Можно ли это сделать, продав золотовалютные облигации? Нет, нельзя. Можно ли это сделать постепенно, продавать облигации понемногу и часть вкладывать в золото, часть направлять, например, хотя бы на поддержку нашего экспорта, кредитования и так далее. Да, это можно. Но ничего радикального из того, что разглядели немцы ради этих газетных сенсаций, реально здравого, тут нет.
— Выходит, что увеличение количества золота и снижение количества американских облигаций не связанные вещи? А увеличивать золотые резервы нас вынуждает необходимость? И мы продолжим в том же духе? Они же там пишут, что цель России обогнать сверхдержаву США и Европу, поскольку золото, в отличие от валюты, не имеет принадлежности никакой стране. То есть тут полная конспирология?
— Я не сторонник конспирологических теорий, я сторонник того, чтобы объем золота увеличился. Если бы даже не было этого противостояния России и Запада, не было бы ни Украины с Майданом, никакой этой темы, то тогда нужно было бы увеличивать объем золота в ЗВР. Вы посмотрите в развитых странах, у Германии у той же — три тысячи тонн, а у нас тысяча шестьсот. Это просто мировые стандарты. У Америки восемь тысяч тонн в резервах. То есть надо хотя бы довести до двух-трех тысяч тонн, чтобы просто соответствовать международным финансовым стандартам для ЦБ. Это необходимость. Думаю, что Трамп, санкции, и все остальные дела — это все ускорило просто. Но что тут важно понять: нельзя быстрыми решениями ничего сделать.