Дипломатический скандал между Турцией и Нидерландами, спровоцированный действиями нидерландских властей, отозвавших разрешение на посадку борта с главой МИД Турции, а также не позволивших другому турецкому министру — по делам семьи и социальной политике Турции — Фатме Бетуль Сайян Кайе, войти на территорию турецкого генконсульства в Роттердаме, набирает обороты.
Громкие международные инциденты последнего времени, связанные с Турцией, для читателей "Правды.Ру" прокомментировал известный азербайджанский политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований, тюрколог Айдын Мехтиев.
— С чем связано заметное в последнее время увеличение числа турецких дипломатических скандалов?
— Чуть более месяца осталось до конституционного референдума в Турции, намеченного на 16 апреля. И инициатор этого всенародного голосования, президент страны Реджеп Эрдоган, очень переживает по поводу возможного результата: опросы показывают, что решающее влияние на положительный итог референдума окажут живущие в странах Европы уроженцы Турции, имеющие турецкие паспорта, — и, следовательно, право голоса.
Суть референдума сводится к тому, что вместо ныне существующей в Турции парламентской модели в стране устанавливается сильная президентская модель. Согласно изменениям в Конституции, время нахождения на президентском посту ограничивается двумя сроками, однако отсчет начнется со следующих выборов, назначенных на 2019 год. Поэтому Эрдоган в случае победы может баллотироваться на следующих выборах и остаться у власти до 2029 года.
Итак, Эрдоган, который руководит Турцией с 2002 года, будет в общей сложности находиться у власти 27 лет. Такая перспектива пугает лидеров стран Евросоюза, которые обвиняют официальную Анкару в попытке воссоздать султанат времен Оттоманской империи.
— Значит, скандалы в Берлине и Амстердаме связаны именно с тем, что в этих странах проживают большие турецкие диаспоры?
— Да, в настоящее время в Западной Европе проживают несколько миллионов уроженцев Турции, которые имеют право голосовать на выборах и референдумах, проводимых в Турции. Почти 1,3 миллиона турецких граждан проживают в Германии. В Нидерландах также зарегистрирована крупная диаспора турецких граждан. Вот почему именно эти две страны — Германия и Нидерланды — оказались в центре скандала, связанного с отказом Берлина и Амстердама разрешить турецким министрам вести в этих странах агитацию среди турок в пользу референдума.
Европейские страны считают незаконным проведение на их территории политических акций, организованных правительством Турции. Именно поэтому власти Нидерландов решили выслать из страны министра Турции по делам семьи Турции Фатму Бетюль Сайян Кайю, которая прибыла сюда для участия в митинге в пользу референдума. Ее объявили "нежелательным иностранцем" и приняли решение ее депортировать.
Накануне Нидерланды не пустили в страну самолет с министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу. На минувшей недели власти Германии запретили выступление Чавушоглу на митинге в Гамбурге — итоге турецкий министр смог выступить лишь на территории генконсульства Турции.
Повторю: здесь прослеживается прямая с тем, что в данных странах Западной Европы проживают много этнических турков.
— Риторика Эрдогана в адрес европейского политикума становится все жестче…
— Действительно, президент Эрдоган в предельно жесткой форме накануне обвинил правительства Германии и Нидерландов в использовании "нацистской практики". Отношения с Германией, напомню, обострились также ввиду того, что в феврале в Турции был задержан журналист турецкого происхождения, который является корреспондентом немецкой газеты Die Welt. Его обвинили в шпионаже и терроризме и заключили под стражу.
— Это часть предвыборной кампании Эрдогана?
— Несомненно. Большинство экспертов считают, что нынешнее обострение отношений Анкары с Берлином и Амстердамом носит временный характер. Скорее всего, после референдума 16 апреля Эрдоган все же несколько сменит антиевропейскую риторику и предпримет шаги к компромиссу с этими европейскими столицами.