Существующие между странами проблемы не помешают дружбе России и Белоруссии. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин, отметив, что все споры удастся разрешить. Владимир Путин уверен: споры — естественный процесс. По его словам, Россия "вместе с белорусскими друзьями" ищет пути решения проблем.
Напомним, недавно в Белоруссии рассказали, что уже приняли решение по российскому газу, оно будет согласовано на политическом уровне. Об этом заявили в министерстве энергетики страны. В феврале российская и белорусская стороны подготовили проект протокола по нефтегазовым вопросам, который в настоящее время рассматривается российским руководством. В Белоруссии отметили, что все дальнейшие решения зависят от политической воли сторон.
Как ранее сообщала "Правда.Ру", у Минска есть более $600 млн долга за газ, который копится с начала прошлого года. Переговоры о цене на газ для потребителей из Белоруссии длятся с начала 2016 года.
Недавно министр энергетики России Александр Новак заявил, что компромисс с Белоруссией по вопросу цены на российский газ возможен после погашения задолженности за 2016 год и начало 2017 года.
В течение многих лет Белоруссия более или менее успешно балансировала между Россией и Западом, никогда не доводя дело до разрыва с Москвой. Минск активно участвует в интеграционных процессах на пространстве бывшего СССР. Однако, похоже, в последние месяцы в республике усиливаются прозападные тенденции.
Напряжение в отношениях между Россией и Белоруссией нарастает. Недавно Лукашенко заявил, что решил возбудить уголовное дело в отношении главы Россельхознадзора Сергея Данкверта. Белорусский лидер уверен, что российское ведомство препятствует поставкам белорусского продовольствия в Россию.
А после того как глава ФСБ России Александр Бортников приказал установить пределы пограничной зоны в Брянской, Смоленской и Псковской областях вдоль границы с Белоруссией, Лукашенко обвинил Россию в нарушении международных договоренностей. Он назвал создание пограничных зон "бездумными, нескоординированными шагами", которые ухудшают отношения двух стран, и отметил, что этого нельзя делать, так как у Москвы и Минска и так достаточно проблем.
Не приведут ли конфликты к печальным последствиям? Не отдалится ли Белоруссия от России? На эти вопросы Pravda. Ru ответил Дмитрий Болкунец, эксперт по Белоруссии в Высшей школе экономики.
У вас лично есть опасения, что этот спор может стать точкой невозврата, как в ситуации с Украиной? Поясните, пожалуйста, суть резких выпадов Александра Лукашенко в последние месяцы.
Здесь, конечно, разная ситуация по сравнению с украинским вопросом, не стоит это смешивать. А вся проблема заключается в том, что нефтегазовый спор двух субъектов хозяйствования Александр Лукашенко перевел в сферу политики. И это главная проблема. Еще он перешел на персоналии и начал оскорблять российских министров и руководителей российских ведомств, обещая еще и против них уголовные дела возбудить. Это первое.
Второе: газовый вопрос, конечно, сейчас первостепенный, и, безусловно, каждая сторона пытается свои интересы отстаивать. Но есть заключенные контракты - газовый и нефтяной, где были четко прописаны цены и условия, по которым поставляется нефть, например, на белорусские НПЗ, и какие объемы переработанных нефтепродуктов должны поставляться на российский рынок. Так как эти условия не выполнялись, российская сторона, естественно, начала предъявлять претензии.
То же самое и по газу: когда была зафиксирована цена, Беларусь посчитала, что цена не является рыночной, она не удовлетворяла белорусскую сторону, и они взяли и самостоятельно снизили эту цену. Конечно, "Газпром" считает свою прибыль; по его мнению, цена должна быть та, которая зафиксирована в контракте.
Долг на сегодняшний день - 600 миллионов долларов. И я думаю, что до погашения этой задолженности по газу российская сторона не будет дальше обсуждать какие-то другие схемы: как этот долг списать и так далее. Это, мне кажется, жесткое условие. Белоруссия выполняет текущие обязательства по газу, а дальше можно вести речь о новых каких-то договорах, контрактах и тому подобном. Более того: я считаю, что в данном ракурсе стоит вести речь о переходе на рыночные отношения. Это, наверное, даже будет более рационально и правильно для двух стран. Тогда такие споры не будут возникать вообще.